С незапамятных времен по земле бродят поэты-певцы. В Древней Греции
странствующие поэты, нараспев читающие свои стихи, звались рапсодами. У
северных народов Европы в большом почете были барды. В более поздние
времена по городам и селам ходили веселые ваганты. Но певческими
талантами отличались и рыцари, совершавшие подвиги во имя славы и
любви.
Рыцарь не был рыцарем, если не умел слагать песни о возвышенной,
неземной любви к Прекрасной Даме. Бытовали даже состязания-турниры, в
которых решался рыцарский спор: кто воспоет даму сердца изысканнее,
учтивее и благороднее? О своей любви рыцари пели без устали, целые
вечера напролет. Так вот, свои вечерние воспевания они и называли
серенадами (чтобы не путать с альборадами, то есть утренними
воспеваниями).
Итак, серенада — это рыцарское изобретение. Само слово
«серенада» имеет корни во французском (от слова «сера» — вечер) и
итальянском («аль серено» - на открытом воздухе) языках.
Ну, а зародилась серенада на юге Европы, под синим небом Италии и
Испании. Там она была непременной частью жизни города. То с одной, то с
другой улицы всегда доносились звуки музыки. Чаще всего это было пение
под аккомпанемент лютни или гитары. Недаром опера Россини «Севильский
цирюльник», с таким блеском воплотившая сцены испанской жизни,
начинается именно серенадой. Ее под окнами очаровательной Розины поет
влюбленный граф Альмавива в сопровождении наемных музыкантов. Пение под
аккомпанемент наемных музыкантов рыцарскими правилами вполне
допускалось.
Времена рыцарей давно прошли, а серенады все равно не умирали.
Лишь немного изменилась картина: влюбленный пел сладкозвучную серенаду -
песнь о любви под аккомпанемент собственной гитары.
В XVII-XVIII веках появились первые серенады "для небольшого
оркестра. Представьте себе такую картину: ласковый, теплый вечер;
почтенное общество проводит время на свежем воздухе, услаждая свой слух
приятной музыкой, которую играет оркестр. Как правило, серенады для
оркестра сочинялись по заказу знатных лиц. Серенада для оркестра - это
музыка вечернего настроения, она должна дать отдых «усталым» чувствам, А
самое главное - это музыка, которую предстоит играть не в закрытом
помещении, не в театре, а на открытом воздухе.
Такие серенады писали Гайдн и Моцарт. В XIX веке этот жанр почти
прекратил существовать. Исключением стала лишь «Серенада» Чайковского
для струнного оркестра. Правда, огромную популярность завоевала
вокальная серенада - уже не песня рыцаря под балконом возлюбленной, а
романс, предназначенный для концертного исполнения. Одной из самых
популярных вокальных серенад является «Серенада» Франца Шуберта,
начинающаяся со слов: «Песнь моя, лети с мольбою тихо в час ночной...»