Знали ли вы о том, что, за исключением органа, фортепьяно — самый сложный музыкальный инструмент?
Название «фортепьяно», или, как говорили раньше, «пианофорте»,
буквально можно перевести так: «тихо-громкий». Это предполагает богатую
гамму звуков, которые способно издавать фортепьяно.
И все же этот очень сложный инструмент произошел от простейшего
«монохорда» — ящика с одной-единственной струной, на которую были
нанесены музыкальные интервалы. Такие «звуковые ящики» были также у
цимбал и псалтериона во времена Ветхого Завета. Играющий перебирал
струны, пощипывая их.
Приблизительно в 1000 году н.э. Гвидо дАрецц изобрел передвижную
подставку для монохорда и увеличил количество клавиш и струн. В таком
виде инструмент был распространен вплоть до XVI века.
Одним из самых привлекательных инструментов, полученных
усовершенствованием монохорда, был клавикорд. В нем появилась медная
деталь — «колок». Его давление производило вибрацию струн, и, как
результат, достигался звук инструмента, который мог усиливаться или
ослабляться по воле музыканта.
Наиболее близок к клавикорду был спинет — продолговатый
инструмент с диапазоном в четыре октавы, звучание которого также
достигалось перебором струн.
В середине XVII века популярным стал клавесин. Инструмент этот
крупнее и клавикорда, и спинета и обычно имеет две клавиатуры. По форме
он похож на большое фортепьяно. Звук из его струн извлекается при помощи
крохотных перышек.
И, наконец, в 1709 году Бартоломео Христо-фори придумал систему
молоточков и применил ее для создания на основе клавесина нового
инструмента — фортепьяно. Использование молоточков позволило навсегда
покончить со скрипучим звуком, которого нельзя избежать в более
примитивных инструментах. Первым композитором, который ввел фортепьяно в
широкое употребление, был Бетховен.