Это знаменитейший «Севильский цирюльник», автор которого Джоакино
Россини. Он был кумиром своего века. После смерти великого композитора
прошло более ста лет, но сияние его музыки не поблекло и поныне.
Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» — вечен. Это более, чем удачный
образ. Герой, воплощенный Фигаро-победителем, стал классическим на
музыкальной сцене целого столетия из-за слияния воедино счастливой
улыбки, силы, блестящего остроумия и очаровательной музыкальной
мелодии.
Гениальный Россини родился в 1792 году в итальянском городе
Пезаро. Серьезная учеба началась для будущего маэстро с 12 лет, когда
родители (кстати, тоже музыканты) переселились в Болонью и отдали
мальчика в музыкальный лицей. Под руководством прекрасных педагогов
Джоакино постигает приемы контрапункта, гармонии, классического строя -
в общем, получает серьезное музыкальное образование. В 16 лет Россини –
лучший музыкант лицея, награжденный первым призом за сочиненную им
кантату, а уже в 18 юноша получает «грамоту мастера». Другими словами,
это самостоятельный музыкант, не нуждающийся более в учителях. Таким
было начало пути великого Россини, автора 36 опер, одна из которых -
«Севильский цирюльник» - принесла ему бессмертие.
История создания этого произведения очень интересна. Однажды у
Римской оперы возникли неприятности с полицией, которая наложила
запрет на все тексты под тем предлогом, что они скрывают в себе разные
намеки. В запасе оставалось лишь либретто «Севильского цирюльника»,
написанное по комедии Бомарше. Его-то импресарио театра и предложил
губернатору Рима. Последнему надоели разговоры о нравах и
благопристойности, и он с энтузиазмом поддержал идею новой оперы.
Россини, которому в ту пору было 24 года, написав письмо либреттисту и
получив его согласие на сочинение оперы, взялся за работу. Музыка была
создана всего за 13 дней!
И вот 20 февраля 1816 года – премьера. Увы, первое представление
«Севильского цирюльника» провалилось. Скандал так огорчил молодого
автора, что после спектакля его застали в полуобморочном состоянии.
Однако уже второе представление принесло Россини успех, а третье –
мировую известность. Композитор совершает триумфальное турне по Европе,
его концерты оплачиваются по-королевски, и он становится очень богатым
человеком.
Но публика не удовлетворяется одной лишь прелестной музыкой
маэстро. Она хочет лично видеть человека, соединившего в себе
остроумного собеседника, певца, дирижера, пианиста и гениального
композитора. Высший свет буквально рвет Россини на части. Он живет
попеременно то в Италии, то в Париже. Все меньше и меньше пишет, а в
возрасте 87 лет и вовсе, закончив оперу «Вильгельм Телль», сознательно
прекращает композиторскую деятельность.
Сам Россини сформулировал это так: «Зачем мне сочинять на
старости лет? Чтобы усталый, состарившийся Россини состязался с
молодыми?»