Это слово имеет тысячелетнюю историю. В Древней Греции на
праздничных пирах и состязаниях странствующие певцы-рапсоды, следуя
примеру легендарного Гомера, нараспев декламировали длинные, но очень
увлекательные поэмы.
Греческий термин «рапсод» означает «тот, кто слагает песню».
Первым рапсодом был великий Гомер, и, соответственно, главы его
бессмертных поэм – рапсодиями, которые он, а за ним и другие певцы
исполняли, аккомпанируя себе на кифаре или лире.
Прошли тысячи лет, и композиторы решили воспользоваться
древнегреческим изобретением, понимая его как народную эпическую песнь.
Первые современные музыкальные рапсодии появились в начале XIX века.
Своим названием они как бы говорили слушателям: сейчас вы услышите
настоящую поэму, которая одними звуками, без помощи слов, поведает
захватывающую историю. Итак, новые рапсодии сочинялись не для пения, а
для отдельных инструментов и оркестра. В современной профессиональной
европейской музыке название «рапсодия» означает крупное одночастное
произведение, в котором звучат различные народные мелодии.
Каждый, кто знаком с этим музыкальным жанром, прежде всего
связывает его с именем Ференца Листа. Его знаменитые «Венгерские
рапсодии» – вдохновенные музыкальные повествования о родине великого
композитора, об истории и народе Венгрии. «Венгерские рапсодии» Листа
написаны в свободной форме и являются фантазиями на народные темы.
Но рапсодии сочинял не только великий венгр. Большой
известностью пользуются «Рапсодии» Брамса, «Славянские рапсодии»
Дворжака, «Испанская рапсодия» Равеля. А великий русский композитор
Рахманинов сочинил рапсодию для фортепиано с оркестром не на народные
темы, а по мотивам одного из произведений композитора-скрипача Никколо
Паганини. Она так и называется: «Рапсодия на тему Паганини».