Нота — графическое изображение музыкального звука. Ноты существовали
не всегда. Долгое время музыку записывали при помощи букв алфавита
/Древняя Греция/, а Григорианской музыке система записи песнопений
называлась невма. Слово это означает «мимический жест» или «кивок
головы». Невмы очень походи на различные черточки, запятые, точки и
напоминают детские каракули, будто разбросанные по бумаге. Невмами
записывали только вокальную музыку. Певцы часто путались, глядя в
неразборчивые знаки. Так продолжалось до тех пор, пока не придумали
нотописец, или нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и
разместились нотные знаки.
Произошло это в начале XI века. Тогда итальянский монах Гвидо
д′Ареццо — Гвидо Аретинский, музыкант и учитель пения из города Ареццо —
нарисовал те самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам
вверх и вниз побежали нотные знаки. Теперь у каждого музыкального
знака-ноты появилась графически зафиксированная высота. Ноты (от
латинского notatio, что означает «записывание, обозначение») стали
размещать как на самих линейках, так и между ними.
Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить
названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучивать
молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем
церковных певцов. Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в
которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень
выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой
ноты. Вот и получили ноты свое название Do, Re, Mi, Fa, Sol, La — по
начальным слогам шести строчек молитвы-гимна. Название еще одного
звука-ноты — Si, составлено из первых букв словосочетания Sancte Ioanne —
Святой Иоанн. Так появился единственный на планете Земля международный
язык — язык нот, который понимают все музыканты мира.
Долгое время музыку не записывали. Ее пели или играли по памяти. Она
переходила от одного исполнителя к другому и со временем искажалась.
Надо было найти способ записывать музыку для того, чтобы она исполнялась
именно такой, какой была сочинена автором. Так и возник способ
записывать музыку при помощи нот.
Система нотной грамоты, принятая сегодня в западном мире,
создавалась в течение веков — с конца IX века до начала 1700-х годов.
Возникла она в соборах и монастырях Римской католической церкви.
Многие церковные службы пелись, но пели их по памяти. К концу IX
века над словами молитвенника стали писать точки и черточки, а также
рисовать маленькие завитушки. Эти значки еще не были нотами, они лишь
показывали направление движения мелодии и были еще очень неточными.
К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали
писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной
черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись
показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.
Нотный стан был изобретен монахом Гвидо дАреццо. Он состоял из
четырех линий. Этот способ сделал возможным показывать длительность
каждой ноты. Он был усовершенствован в XIII—XIV веках. Ноты приобрели
новую форму, к некоторым из них добавились палочки в соответствии с их
длительностью. К 1600-м годам ноты стали круглыми, и музыкальная запись
приобрела современный вид.