Жанр канона сложился в византийской гимнографии в VIII в. н.э. и
постепенно вытеснил кондак. Содержание канона было также посвящено
прославлению отмечаемого в этот день события.
Предназначенный для хорового исполнения, канон отличается от
кондака торжественной статичностью и даже некоторой витиеватостью.
Обычно канон состоит из девяти песен, каждая из которых открывается
особым зачином — ирмосом и ряда тропарей.
В XI-XII вв. каноны только пелись, образуя своеобразную
музыкально-поэтическую композицию. Однако со временем пение тропарей
было заменено их чтением. А ирмосы были собраны в особую книгу
ир-мологий и стали исполняться в определенные дни. Таким образом,
исполнение канона приобрело трехчастную форму: начальный ирмос, чтение
тропаря и повторение ирмоса в исполнении двух хоров. Подобный прием
назывался катавасией (от греческого – katavacia – схождение),
поскольку для пения финального ирмоса хор с правого и левого клиросов
объединялись в середине храма.