На начальном этапе истории кинематографа роль художника сводилась к
тому, чтобы нарисовать задник - декорацию, на фоне которой снимали
актеров. Постепенно на смену плоскому заднику привали сложные объемные
декорации.
Но в современном кино, где сочетаются декорации и натура, роль
художника очень велика. Он должен создать тот неповторимый мир, который
затем оживет в кадре. Делается это следующим образом.
Сначала художник создает серию эскизов. Это — рисунки кадров
будущего фильма. На их основе выбираются места натурных съемок и
строятся декорации.
Декорации в кино гораздо сложнее театральных. Дело в том, что
театральный зритель видит сцену с одной точки и с большого расстояния, а
в кино ее снимают с разных сторон, да еще и крупным планом. Вот и
приходится создавать не часть комнаты, а самый настоящий дом, в котором
расставлена мебель, горит свет и даже работает холодильник.
Но наиболее сложна работа художника В исторических картинах.
Например, для съемок фильма «Гамлет» на берегу Финского залива был
выстроен специальный средневековый замок. Правда, материалом для него
послужил не камень, а доски, покрытые специальным цементом. Чтобы
создать такую декорацию, художник кино должен очень хорошо знать
архитектуру и культуру различных эпох, которые ему приходится отображать
в картинах.
Иногда бывает и так, что действие картины происходит на далекой
планете, в жерле вулкана или на морском дне. Что делает художник в этом
случае? Ведь нельзя же устроить в павильоне действующий вулкан? Для
воссоздания подобных объектив используется сложная техника
комбинированных съемок.