Страшилки — «страшные рассказы», которые распространены среди детей и
в настоящее время, — появились сравнительно недавно, не ранее середины
прошлого века.
Однако корни их уходят в глубокую древность. Они являются одной
из форм своеобразной тренировки переживаниями, подготовки ребенка к
неизбежным в будущей жизни ощущениям - смерти близких людей, стихийным
бедствиям, социальным потрясениям. На протяжении веков для этого
использовались былички, легенды, волшебные сказки.
Однако по мере того, как вера в достоверность мифологических
существ угасала, появился новый жанр детских рассказов, связанный с
непосредственным бытовым окружением.
Сюжеты страшилок традиционны — похищение ребенка, появление
мертвеца, который требует выполнить его просьбу, спасение от опасного
вредителя. Действующими лицами страшилок становятся те, кто
непосредственно окружает ребенка. Так, в современных текстах появляется,
например, милиционер или цыгане.
Важной особенностью страшилок является разрешение конфликта
победой добра над злом. Действие всегда заканчивается сразу же после
кульминации, в самый напряженный момент.
Рассказывая страшилки, ребенок учится не только переживать страшное, но и находить выход из экстремальной ситуации.
Частично подобную функцию выполняют и современные компьютерные
игры, в которых нередко используются фантастические сюжеты страшилок.