В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний
Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя
Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина
Кирилла и его жены Марии. Русская Церковь традиционно считает его днём
рождения 3 мая 1314 года. Его отец был служилым человеком ростовских
удельных князей.
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе
с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих
успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении,
несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на
откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей,
Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным
Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена
перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана
постаревшие родители ушли в Хотьково-Покровский монастырь. После смерти
родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где
уже жил его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему
монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив
Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме
Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335)
небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит
теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Не выдержав слишком
сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский
Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей,
оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и
принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день
праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась
обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь
(впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом
(первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим
смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил
правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом
пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все,
начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с
нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом
крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия
дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал
ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой
восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре
киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения
митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав,
принятый потом во многих русских монастырях.
Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом ПосадеВысоко уважавший
радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его
быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного
современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на
самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих
между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому
(например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365,
рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы
почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.
Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и
воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него
благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от
смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли
ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной
грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к
решительным действиям.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с
большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389
скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок
престолонаследия от отца к старшему сыну.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою
кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в
духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне
кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со
словами завещания:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную… »
25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены
"нетленными" его мощи( останки) В 1452 году он был причислен к лику
святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8
октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько
монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве,
Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский,
Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих
учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой
(Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом
(Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками,
такими, как Стефан Пермский.