Первые рисунки, двигавшиеся перед глазами зрителя, были созданы
бельгийским физиком Ж.Плато еще в 1832 году. Созданный им прибор —
фенакистископ, главной частью которого был картонный диск с множеством
рисунков, — позволял проанализировать фазы движения человеческого тела.
Спустя сорок пять лет, в 1877 году, художник Э.Рейно использовал
его для создания праксиноскопа — прибора, проецирующего движущееся
изображение на экран. Его «оптический театр», работавший в парижском
музее Гревен, пользовался успехом у зрителей, но так и остался лишь
развлечением.
Лишь в 1905 году, через десять лет после изобретения кино,
американцы С.Блэк-тон и У.Маккей впервые сняли на кинопленку рисунки и
создали прообраз мультипликационного кино. В чем же заключается секрет
«оживания рисунков»?
Он основан на свойстве человеческого глаза удерживать на сетчатке
любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. Это явление
называется персистенцией, или инерцией зрительных впечатлений. Так как в
проекторе за секунду пробегает 24 кадра, то для глаза все они сливаются
в одно движущееся изображение. Значит, для «оживления» нужно сделать
множество рисунков одного и того же объекта, на каждом из которых он
изображается чуть-чуть по-другому. Вот почему втот вид кинематографа
получил название «мультипликация». В переводе с латинского это слово
означает «умножение», а первые художники как раз тем и занимались, что
размножали сделанные заранее рисунки.
Позднее, когда появились не только рисованные, но и кукольные
мультфильмы, для них придумали другое название — «анимация». Оно
происходит от латинского слова «анима» — душа и означает «одушевление».
Но многим более близко старое и привычное понятие мультипликации.