А знаете ли вы, что вместе с Эйфелевой башней Гран-при и Золотой
медали Всемирной Выставки в Париже был удостоен железнодорожный мост
через Енисей? «За архитектурное совершенство и великолепное техническое
исполнение», – так звучал в 1900 году вывод жюри Парижской выставки,
куда была привезена железная копия, во всем соответствовавшая мосту в
Красноярске, даже числом заклепок.
Мост был построен в 1895-1899 годах выдающимся инженером-механиком
Е.К. Кнорре по проекту профессора Московского технического училища Л.
Проскурякова. Огромная ширина и глубина Енисея, подъем воды в паводки и
ледоход с толщиной льда до 1.5 метра, течение реки до 3.65 м/сек – все
это потребовало применения целого сплава революционных проектных идей и 3
млн рублей. Впервые в России был построен мост с такой большой
величиной пролетов (140м), с новой системой ферм (верхняя часть моста
исполнена в виде ломаной линии) и с таким невероятным запасом прочности.
А ведь строительство могло вестись только в 3,5 зимних месяца, т.е. за 3
года работали только 10,5 месяцев!
ЮНЕСКО назвало красноярский железнодорожный мост «вершиной человеческой
инженерной мысли». А в 1991 г. мост вошел в «Атлас выдающихся
архитектурных сооружений и памятников всех времен и народов» (США). Все
это не спасло уникальное сооружение. Ведомства долго спорили об
источниках финансирования реконструкции, потом специалисты заявили об
опасности моста для судоходства, и в 2002-2007 годах его разобрали. А
сверстница моста – Эйфелева башня – все стоит, как новая! |