Мизансценой (от франц. mice en scene — размещение на сцене)
называется расположение актеров в тот или иной момент спектакля. До
начала XIX века на сцене обычно распоряжался премьер — артист, который
исполнял главную роль. Он расставлял актеров так, чтобы на первом плане
оказывались исполнители главных ролей.
Однако некоторые писатели специально оговаривали расположение
героев на сцене во время действия своих пьес. Так поступали, в
частности, Грибоедов («Горе от ума») и Гоголь («Ревизор»), подробно
описывая расположение актеров, необходимое для наибольшей
выразительности, например, немой сцены, которой завершается «Ревизор».
С начала XX века роль мизансцены в театральной постановке резко
возрастает. Она становится тем языком, с помощью которого режиссер
воплощает свою концепцию пьесы.
Расположение действующих лиц на сцене должно согласовываться с
декорациями, в которых развивается действие, а также и с игрой
участвующих в ней актеров.
Особое значение приобретает работа со светом. Удачно поставленный
свет не только производит большой художественный эффект, но и помогает
актерам глубже раскрыть характер своих героев. Вот почему в постановке
каждой мизансцены наряду с режиссером принимает участие и художник,
который следит за тем, чтобы вся последовательность мизансцен,
проходящих перед зрителем во время действия, объединялась в единый
образ.