Классицизм в основном развивался в архитектуре, с 1770 по 1850 годы.
Для него характерно восприятие античного искусства как эталона, образца
для подражания. Причудливость форм, характерная для барокко, уступает
место античной четкости и ясности ритма и композиции. Архитекторы и
художники вновь обращаются к опыту мастеров Греции и Рима.
Особенности этого стиля ярче всего видны в архитектуре
общественных зданий. Некоторые из них хорошо известны - Пантеон,
Триумфальная арка, Парламент. Все они находятся в Париже.
В самых различных постройках используются античные мотивы:
колонны, пилястры, капители, купола, триумфальные арки и полукруглые
ниши, в которых устанавливают статуи. Просторные залы вновь обретают
прямоугольную форму.
Что касается скульптуры, то здесь также наблюдалось влияние
греческих и римских образцов, статуи изучались и даже копировались.
Скульптуры подчеркнуто спокойны и кажутся неподвижными.
В живописи классический стиль можно определить по таким его
особенностям, как использование холодных тонов, черно-белого контраста, а
также по четкому разделению планов изображения.
Обычно подобные планы выделялись с помощью преобладающего цвета:
для ближнего плана это был коричневый, для среднего - зеленый и для
дальнего плана -голубой цвет. Главным для живописца было придать своему
произведению впечатление целостности, спокойной статичности.
Изображенные с максимальной точностью и тщательной проработкой
всех деталей персонажи подобных произведений выглядят не как живые
существа, а как статуи.
Содержанием произведений становились сюжеты из греческой и
римской истории. Это время так называемого парадного портрета, многие
государственные деятели запечатлевали себя в классическом стиле. Одной
из известных картин стал портрет императора Наполеона.