В современном мире практически повсюду можно встретить проявление той
или иной формы искусства. Мебель в вашем доме, сам дом, ваши часы или
одежда — все это так или иначе можно отнести к искусству вообще. В любом
из этих случаев кто-то украшал принадлежащую вам вещь, пытаясь сделать
ее привлекательной. Однако это так называемое прикладное искусство
играет второстепенную роль: оно призвано лишь украсить тот предмет,
которым человек будет пользоваться по прямому его назначению. Изящные же
искусства (в современном языке — просто искусство) занимаются
совершенно иным, то есть, как и следует из их названия,— «изящным» самим
по себе.
К «изящным» искусствам относятся живопись, скульптура,
литература, театр, музыка, танец и архитектура. Из всех
вышеперечисленных видов искусства, только архитектура носит
«практическую пользу». Архитекторам приходится думать не только о
красоте, но и полезности своих сооружений.
Однако произведения искусства, созданные громадным трудом
художника-творца, могут вовсе и не иметь никакой практической пользы.
Они создаются ради удовлетворения нашей потребности в прекрасном, вот и
все. Конечным результатом творчества может стать статуя, мелодия, пьеса,
книга и т.д.
В современном искусстве во всех его видах можно встретить примеры
любопытных экспериментов. Однако все же традиционные методы в
произведениях всех видов художественного творчества имеют нечто общее.
Это нечто — образ, воплощаемый в произведении. Этот образ воплощается
при помощи звуков, камня, слов, строительных материалов, линий и красок.
В каждом образе присутствует то, что можно назвать ритмом, пропорцией и
гармонией.
Ритм возникает из более или менее размеренного повторения звуков,
цветов, форм и движений. Пропорция — это такое воплощение замысла
художника, которое кажется нам правильным, выраженным в соразмеримых
частях. Гармония заключается в естественном соответствии различных
частей образа друг другу. Все это, разумеется, лишь самые общие понятия
из области художественного творчества и изящных искусств.