Во второй половине XV века в европейском театре появляется
специализация актеров по определенному типу персонажей. Она получает
название амплуа (в переводе с французского — применение).
Самые древние амплуа — трагик и комик. Они возникли из основных
масок античного театра. В средневековом театре их количество возрастает:
появляются персонажи, олицетворяющие Разум, Добро, Зависть, а также
типы богов, дураков, бесов.
С начала XVII века актерские амплуа приобретают черты личности
короля, красавицы, героя, злодея. В театре середины XVIII века
количество амплуа составляет полтора-два десятка.
В это же время подобная система появляется и в России. По указу
Екатерины II каждой театральной труппе полагалось иметь определенное
число актеров на каждое амплуа: два героя, комик-простак, благородный
отец, два щеголя, героиня, комическая старуха и две служанки.
Вначале их использование способствовало тому, что каждый из актеров глубоко осваивал приемы изображения своего героя.
Но по мере развития драматургии персонажам становится тесно в
рамках заданных амплуа. Вот почему такие крупные актеры, как М.С.Щепкин,
А.П.Ленский, М.Г.Савина, начинают играть самых разных персонажей, ломая
рамки традиционных амплуа.
Однако в двадцатые годы XX века, когда развиваются авангардные
формы театрального искусства, в некоторых театрах наблюдается
возвращение актеров, играющих одно амплуа. Иногда этот прием
реализовывается в виде отдельных постановок («Театр Райкина»).