Оказывается, у того великана, который вот уже более века стоит в
Кремле и называется Царь-колокол, существует большая родословная. Еще в
1599 году знаменитый литейщик Андрей Чохов изготовил первый кремлевский
колокол огромного размера. Это был «прадед» Царь-колокола.
Вот что о нем писал один из гостей Московского царства: «Недалеко
от колокольни Ивана Великого стоит еще башня с толстыми перекладинами,
на коих висит громадный колокол. Звонят в него редко, только по большим
праздникам да при приеме послов. Он издает столь сильный звук, что
дрожит земля». Но прослужил этот колокол совсем недолго. Во время пожара
он упал и разбился: ведь изготовлен он был из бронзы, а это очень
хрупкий материал.
Потом за дело взялся литейщик Емельян Данилов. Он добавил еще
металла к тому лому, что оставался от старого колокола, и через год
отлил новый, чуть ли не в четыре раза больше прежнего. Он приходился
Царь-колоколу уже «дедом». Но и этот колокол прожил недолго, и звонить
ему довелось всего несколько месяцев, а потом он тоже упал и разбился.
Надо было отливать другой, но литейщика Данилова уже не было в
живых. Стали думать: кому поручить отливку? Вызвался Александр
Григорьев. Потом он станет знаменитым колокольным мастером, а тогда был
никому не известным молодым человеком, который тем не менее отважно
взялся за работу. Молодой мастер не подвел: он отлил колокол всего за
девять месяцев. Но повесили его только через 3 года: никак не удавалось
поднять такую махину.
По нашей родословной григорьевский колокол приходится
Царь-колоколу «отцом». И прослужил он тоже 3 года, а когда в Москве
вспыхнул очередной пожар, что тогда не было редкостью, его постигла
судьба предшественников. Его осколки долго лежали посреди кремлевского
двора как напоминание о прошлой трагедии. Казалось, что
колоколу-великану не суждено возродиться. Но в 1730 году таки решили
перелить колокол и предложили взяться за это дело иноземному мастеру,
члену Парижской Академии наук Жерменю, но он, узнав о весе будущего
колокола, решил, что над ним просто посмеялись, и отказался.
Пришлось браться за работу отечественным мастерам, они и отлили
настоящий Царь-колокол, который и поныне стоит в Московском Кремле на
гранитном пьедестале.