В отличие от христианского дьявола, всегда выступающего как противник
бога, образ черта, созданный народной фантазией, удивительно многолик.
Одно из проявлений этой многоликости – обилие прозвищ, данных
черту народом и отраженных в многочисленных былинах, легендах и сказках.
Вот лишь некоторые из таких названий: змий кромешный, враг, тот,
он, вражья сила, бес, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька,
не наш, неладный, соблазнитель, морока, лихой, летучий, несветик,
рогатый, пралик, немытый, левый, идол, нехороший, анчутка, безпятый,
супостат, хохлик, шутошка, красненький.
Согласно народным представлениям черт похож на человека, но
покрыт черной шерстью, имеет рога, хвост и копыта. Он обладает
способностью превращаться в различных животных - кошку, собаку, свинью,
змею.
В соответствии с народными поверьями черти могут насылать
непогоду, метель, ураганы, срывающие крыши и наносящие огромные
повреждения. Известна легенда, согласно которой вихри - чертовы сваты, а
буря — свадьба черта и ведьмы. Данную легенду использовал А.С. Пушкин в
стихотворении «Бесы»:
Вьюга злится, вьюга плачет, Кони чуткие
храпят, Вот уж он далече скачет, Лишь глаза во мгле горят. Кони снова
понес лися, Колокольчик динъ-динъ-динъ... Вижу - духи собралися Средь
белеющих равнин. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре
Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре.
В этих рассказах, как в зеркале, отразилось чрезвычайно древнее
происхождение черта, как сверхъестественного существа, олицетворяющего
все то, что враждебно человеку.