В христианской мифологии серафимами назывались ангелы, особо
приближенные к Богу и его прославляющие. Само слово произошло от
древнееврейского «серафим» пламенеющий, сжигающий. Этот образ имеет
очень древнее происхождение. У разных народов Ближнего Востока
известны представления о крылатых сверхъестественных существах,
связанных с огнем. Часто они имеют облик змей. На одном из
древневавилонских рельефов, найденных в северной Сирии, изображен
шестикрылый демон, держащий в каждой руке по змее.
Возможно, под влиянием подобных представлений и сложился образ
«шестикрылого Серафима» - обитающего на шестом небе: «У каждого из них
по шести крыл, двумя закрывал он лицо свое, двумя закрывал ноги свои и
двумя летал».
Затем в легенде рассказывается о том, что один из серафимов
очистил уста пророка, коснувшись их горящим углем, который он взял
клещами с жертвенника. Этот обряд очищения подробно описан в
древнеегипетской «Книге мертвых», где таким образом очищаются уста
умершего перед путешествием в царство мертвых.
Что же касается места появления серафима – «на перепутье», то
пересечение дорог – одно из традиционных мест появления нечистой силы.
Вот к каким древним представлениям восходит сюжет, использованный А.С. Пушкиным.