В основе веры в дьявола противопоставление двух начал - веры в
доброго или злого бога. Поэтому синонимом слова «дьявол» часто было
слово «противник» или антагонист. Дьявол воспринимался как носитель
высшего зла, противостоящий христианскому богу. Противопоставление
этих двух начал отразилось и в самом названии «дьявол», которое
происходит от греческого diabolos, означающего обвинитель или
клеветник.
При переводе Ветхого Завета на греческий в третьем веке до н.э.
слово diabolos было использовано вместо еврейского сатана для
обозначения ангелоподобного существа, чьей обязанностью было исполнение
воли божьей. Такой дьявол действует, например, в библейской «Книге
Иова». Но с течением времени этот образ претерпел изменения.
В соответствии с христианским учением мир делится на царство
божие и царство дьявола, между которыми идет постоянная борьба за
господство над душами людей. Интересно, что ранние христиане не всегда
представляли дьявола в виде человека. Вначале они считали, что дьявол –
зверь, лишь похожий на человека, с ослиными ногами и копытами.
Но дьявол мог принять и облик леопарда, медведя, лошади, волка и
даже скорпиона. «Лев рычал, как будто хотел напасть, буйвол,
казалось, хотел поднять на свои рога, змея извивалась».
Дьявол сохранил черты традиционного мифологического персонажа,
который имеет помощников на Земле и передает им свою силу и способность
творить зло. Одним из них, например, является ведьма.
Вера в дьявола сохранилась до наших дней, Она проявляется в
молитвах и других действиях верующих, направленных на то, чтобы
обезопасить себя от влияния злых духов.