Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно перенестись в то
далекое время, когда на земле жил первобытный человек. Так же, как и мы с
вами, он наблюдал окружающий его мир, видел солнце, ежедневно
появлявшееся на небе. Но, в отличие от нас с вами, он должен был
постоянно бороться за свое существование.
Чтобы не умереть с голоду, он должен был искать пищу. Чтобы не
погибнуть - защищаться от хищных животных или искать убежище. Так
проходили его дни, в повседневной борьбе за существование. Еще рано
было говорить, что человек - царь природы. На этом этапе он не выделял
себя из окружавшей его природы, осознавая себя всего лишь частицей
враждебного ему внешнего мира.
Исследования археологов показали, что религиозные верования
возникли далеко не сразу. Так, древнейший человек питекантроп, не
знавший никаких орудий и существовавший только посредством собирания
съедобных растений и мелких животных, еще не знал никакой религии. На
этой стадии он был подобен любому живому существу, заботящемуся только о
том, чтобы выжить. Но шло время, и на смену питекантропу пришел
кроманьонец.
Этот человек уже умел отбирать и даже изготовлять простейшие
орудия. Ученые нашли его стоянки и показали, что у кроманьонцев имеются
начатки религиозных представлений.
Что же это были за знания, ставшие основой более сложных
ритуальных действий? Что же произошло за это время? Сам человек
осознал, что он существенно отличается от животных и от окружающих его
предметов: он мог разговаривать, общаться, понимать подобное ему
существо не только с помощью жестов, но и звуков своего голоса.
Во-вторых, он мог пользоваться разными орудиями - палками, камнями,
прутьями. Они существенно облегчали его жизнь.
Постепенно сложилась более сложная система взаимоотношений с
явлениями природы. Пытаясь разгадать, почему восходит солнце и идет
дождь, наступает холодная зима и теплое лето, человек начал видеть за
всем этим некую таинственную силу, управляющую природой, жизнью животных
и растений. Весь мир казался ему живым, одушевленным. На этом этапе
возникло представление об оборотничестве: скала может обернуться змеей,
ветер - тигром, волк - человеком, луна - девушкой. Воплотившись в
множестве сказок, мифов и легенд, оно дошло до наших дней.
Но окружающий мир по-прежнему оставался непонятным и враждебным.
Стремясь разобраться в нем, как-то упорядочить и организовать,
человек открыл, что все, что его окружает, состоит из того, что вредно, и
того, что полезно. Единый мир древнего человека стал осмысливаться как
система противопоставлений: света и тьмы, воды и земли, зимы и лета,
жизни и смерти. В середине этой картины - человек.
Так возникло представление о том, что есть мир человека, мир верхний и мир нижний. Оно отражено в сказках и былинах.