Представление о том, что после смерти человек переселяется из
обычного в иной мир, восходит к глубочайшей древности. Уже в каменном
веке для погребения усопших отводились специальные места вблизи
поселений людей. Там со временем образовывался настоящий «город
мертвых», население которого составляли умершие родственники многих
поколений жителей данного поселения.
Однако с течением времени загробный мир переместился гораздо
дальше, в районы, недоступные для обычного человека. Так, например,
эскимосы считали, что умершие живут где-то за океаном. А древние тибетцы
верили в то, что царство мертвых находится на вершинах самых высоких
гор.
Но большинство народов считало, что после смерти человек
переселяется в темный подземный мир. Вот почему обряд погребения
рассматривался как тяжелое и опасное путешествие, для которого умершего
снабжали всем необходимым: запасами еды, оружием, а иногда повозкой и
конем или лодкой.
Отсюда легко было прийти к выводу о том, что жители того света
могут время от времени появляться в мире людей, обычно оставаясь
невидимыми и давая о себе знать лишь тем, к кому они хорошо относятся.
С принятием христианства представление о едином загробном мире
было заменено адом и раем, причем в рай попадали праведники, а грешники
находились в аду. Это представление широко распространилось как в
древней, так и в современной литературе. Итальянский поэт Данте в
знаменитой «Божественной комедии» описывает путешествие своего героя по
всему загробному миру: вначале он проходит через ад, затем попадает в
чистилище и, наконец, оказывается в раю.
Герои романа русского писателя М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
совершают путешествие из мира людей в вечный и неподвижный загробный
мир.
Подобные пермещения вообще характерны для современных
фантастических произведений, где время свободно течет в любую сторону —
из прошлого в настоящее, из будущего в прошлое.