Во многих странах сохранились рассказы о том, что несколько раз в
год ведьмы собираются на свой праздник, который и получил название
шабаша.
В этом понятии соединились в единое целое легенды о чародействе и
пережитки древнейших культов. Но шабаш считали не просто собранием
ведьм с целью прославления дьявола, но и богохульной пародией на
христианские обряды. Поэтому посещение шабаша рассматривалось как
тяжкий грех. Это был тайный заговор
против закона и порядка, совершавшийся при поддержке всех сил зла.
Все это было органической составляющей деяний, приписываемых ведьмам.
По поводу происхождения этого слова существуют различные версии.
Согласно одной, шабаш (sabbat) - еврейское слово обозначающее седьмой
день недели. С ней связана версия происхождения от крестьянского bal
masque [маскарад], который и стал основой для описаний шабаша.
Танцы крестьян часто проходили в субботнюю ночь, чтобы можно
было отдохнуть в официально разрешенный воскресный праздник, а по ночам -
потому что это было единственное свободное время.
В средние века с шабашом были связаны два традиционных праздника
друидов – день Всех Святых 31 октября и Вальпургиева ночь 30 апреля, в
память св. Вальпургии - святой, якобы умершей в Германии в 777 г. н.э.
С представлением о grand sabbats (больших шабашах) соотносились
четыре основных языческих праздника, внесенных позднее в христианский
календарь: зимний праздник 2 февраля (Сретенье), весенний праздник 23
июня (вечер на рождество Иоанна Предтечи), 1 августа (Преображение) и
день св. Фомы (21 декабря).
Собрания ведьм на этих или подобных праздниках якобы происходили в
таких местах, как гора Блоксберг около Граца, Венусберг в центральной
Германии, Хейберг в Шварцвальде, Блокула в Швеции или Пье де Дом во
Франции.
Согласно многочисленным легендам, шабаши проводились в различных
местах - на перекрестках дорог, в лесах, на нераспаханных полях и даже в
заброшенных церквях. Очевидно, что пустынные и отдаленные места
выбирались потому, что с ними всегда связывались легенды о деятельности
нечистой силы.
Чтобы посетить шабаш, ведьмы совершали специальные
приготовления: натирались летательной мазью, способствовавшей
перемещению, и летели на расщепленной палке или метле. Иногда они
летали и на животных: козле, баране лошади или собаке.
Шабаш всегда проводился по строго заданному ритуалу. Президентом
собрания являлся дьявол, который сидел на троне в некоем ужасном
обличье козла или собаки. Все приближались к нему, чтобы выразить свое
почтение.
В русской литературе многочисленные легенды о шабашах были
использованы многими писателями: отметим повесть Н.В. Гоголя «Вий» и
роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».