Вы, наверняка, читали в сказках, как герои превращаются в разных
животных, птиц и даже в предметы. Это явление и называется
оборотничеством. А теперь мы постараемся разобраться, как возникла вера
в возможность таких превращений. Ведь не только народы нашей страны, но
и многие другие верят в возможность подобных превращений. Рассказы о
превращениях человека, встречаются в фольклоре разных стран и народов.
Корни оборотничества как явления уходят в глубокую древность.
Человек считал себя частью окружающего его мира. Для более
успешной охоты он переодевался в шкуру того зверя, которого предстояло
убить. С одной стороны, он как бы превращался в этого зверя и мог его
легко выследить. С другой, обезопасивал себя от преследований души
умершего зверя, когда снимал шкуру.
Так и родилось представление о том, что при необходимости человек легко может превратиться в любое животное.
Постепенно, с развитием культа богов, превращение из одного
состояния в другое, из человека в животное стало связываться с
некоторыми обрядовыми действиями и даже с выполнением определенных
магических действий.
Вспомним некоторые сказки, где герои превращаются в разных
тварей, ударяясь о землю или поворачиваясь на пятке. В греческом мифе
рассказывается о Ликаоне, который превратился в волка, пожертвовав
ребенка на алтарь Зевса Ликейского. Философ Платон развил эту легенду:
поедание плоти человека, принесенного в жертву на этом алтаре, вызывало
превращение.
Наиболее известен рассказ о ликантро-пии, приведенный римским
писателем Петронием в новелле «Пир Тримальхиона». Тримальхион отправился
ночью в гости и попросил знакомого проводить его. Когда они проходили
мимо кладбища, Тримальхион с удивлением наблюдал, как человек
остановился, разделся догола, положил свою одежду на землю, превратился в
волка и с воем убежал в лес. Тримальхион вспотел от страха, побежал
вперед и узнал, что к ним прибежал волк и перепугал весь их скот. На
обратном пути он заметил, что одежды исчезли, а земля вокруг покрыта
кровью. Дома он нагнел своего знакомого, истекающего кровью, обильно
льющейся из раны на шее, которую перевязывал доктор. «Так. я узнал, что
он был оборотнем», - заключает свой рассказ Тримальхион.
Конечно, рассказ Тримальхиона - не что иное, как сказка, которую
услышал Петроний. Но аналогичные истории продолжали рассказывать и в
более поздние времена. Так, французский врач Жан де Нино рассказывает о
случае, якобы происшедшем в 1615 году: на дровосека, работавшего в
лесу, напал волк. Но человек стал обороняться, и ему удалось отрубить
волку лапу своим топором. Тотчас волк превратился в женщину, у которой
не было руки.
Вот как прочны суеверия, возникшие в первобытные времена.