Вы, вероятно, не знаете, что ноль — это понятие изобретенное. Это
одно из величайших достижений человечества, это целая теория, которая
оказала влияние на историю человечества, потому что внесла большой вклад
в развитие высшей математики.
До XVI века система чисел, применяемая в Европе, была римской,
изобретенной около 2 тысячелетий назад. Римская система была очень
непроста. Она основана на десятке. Значок «X» равен 10. Буква «С»
означает 100, «М» — 1000, «I» — 1, «V» — 5, «L» — 50, «D» — 500. 4
обозначают как «IV», т.е. на один меньше, чем 5. Чтобы записать число
1648, нужно использовать следующие цифры: MDCXLVIII.
В римской системе, чтобы прочитать номер, нужно посчитать, вычитать, складывать.
Задолго до новой эры жители Индии изобрели более удобную систему
счета. Она была привезена около 900 года в Европу арабскими
торговцами, поэтому называется индо-арабской системой.
По индо-арабской системе все числа записывались знаками - 1, 2,
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и ноль. Цифры, входящие в числа, записанные в этой
системе, имели разное значение в зависимости от места, на котором они
стояли.
Мы знаем, что число 10 обозначает 1 десяток, потому что единица
написана на месте десятков, а ноль показывает, что место единиц —
свободно, единицы отсутствуют. Число 40 означает, что десятков 4,
единиц нет. Можно сказать и иначе, что в этом числе 40 единиц. Ноль
показывает, что цифра 4 стоит на месте десятков.
Римляне не имели ноля в своей системе. Чтобы записать 205, они
делали это так: «CCV». Они не использовали значение места, на котором
стоит цифра. В индо-арабской системе мы пишем 205, помещая 2 на место
сотен, ноль — на место десятков, 5 — на место единиц. 2 показывает, что
сотен 2, ноль показывает отсутствие десятков, а единиц — 5.
Нужны были пути для указания значимости каждой цифры в числе.
Изобретение ноля сделало это возможным. Стали употреблять слова и
значки, показывающие значение места, на котором находится цифра.