В Париже на одной из площадей стоит бронзовая фигура, памятник
дАртаньяну — легендарному герою романа А.Дюма «Три мушкетера».
Популярность этого произведения, не угасшая в течение двухсот лет,
связана прежде всего с именем его создателя, известного французского
писателя.
Однако Дюма не придумал своего героя. Придворный французского
короля Шарль дю Бас, граф дАртаньян существовал на самом деле и даже
написал книгу о своей жизни. В поисках сюжетов для своих произведений в
одном из архивов Дюма нашел его мемуары, дополнил их документами и
письмами современников дАртаньяна и создал свой замечательный образ.
Конечно, кое-что Дюма придумал, не случайно критики называли его романы
беллетризованной историей.
Но все-таки чем же отличается персонаж от той личности, на основе которой он создан?
Такой прообраз героя литературного произведения называется
прототипом (от греческого prototypon – прообраз). Обычно писатель хорошо
знает такого человека, основные факты его биографии он отражает в
своем произведении. При этом он вовсе не стремится быть точным до
конца, а отбирает наиболее важное, существенное, то, что считает
необходимым для создания своей концепции образа.
Ведь художественное произведение — это не исторический источник и
не биография, а живой и динамичный рассказ о событиях, в которых
принимает участие герой, созданный автором. Поэтому и персонаж, который
содержит черты реально жившего человека, редко напоминает ту личность,
которая послужила для него основой. Для писателя гораздо важнее раскрыть
внутреннюю сущность своего героя, чем с фотографической точностью
передать внешность и воспроизвести основные факты биографии его
прототипа.
Вот почему детские впечатления, рассказы своих близких,
воспоминания тех, с кем ему приходилось встречаться, Марк Твен объединил
в неповторимый образ озорного мальчишки — Тома Сойера. Он олицетворяет
все хорошее, что происходило с писателем в детстве.