Вы, конечно, читали поэму-сказку Пушкина «Руслан и Людмила».
Центральным эпизодом поэмы является описание встречи богатыря Руслана и
огромной говорящей головы. Откуда же появился этот образ?
Чтобы это понять, нам нужно разобраться в том, с кем воевали
древние славяне. Основными врагами древних славян на протяжении многих
веков были кочевые народы, жившие в степных районах, примыкавших к
побережью Черного моря. Они совершали набеги на русские земли, разоряли
села и уводили в рабство людей. Очевидно, что их кочевой быт отличался
от оседлой жизни русских людей.
Не случайно земли, где жили кочевники, на Руси издревле называли
«дикое поле»: там не было ни дорог, ни постоянных поселений. Лишь
возвышались кое-где огромные курганы, которые кочевники насыпали на
месте погребения своих вождей.
Курганы никогда не распахивались, и поэтому их покрывала особенно
высокая трава. У этих курганов, считавшихся священными, совершались
ежегодные церемонии поминовения усопших, во время которых потомки
обращались к умершим, чтобы те помогали им в борьбе с врагами. Вот
почему в сказках многих народов мы встречаемся с описанием того, как
богатырь подъезжает к такому кургану и обращается к нему с пространной
речью.
Благодаря белому ковылю, покрывавшему вершины курганов, их
почтительно называли «седоголовые». Уже в наше время археологи раскопали
ряд курганов, в которых нашли богатые погребения, захоронения воинов с
оружием, необходимой едой и даже животными.
Ученые установили, что эти курганы именовались в народе «семью
седоголовыми» и упоминались в огромном количестве сказок, легенд и
преданий.
Одну из них и использовал Пушкин для создания своей поэмы. При
этом он превратил непривычный для русской сказки курган в фантастический
образ исполинской головы.