Создателями Фантомаса являются французские журналисты Марсель Аллен и
Пьер Сувестр. С 1911 по 1913 годы они выпустили 32 романа, в которых
рассказывается о приключениях этого героя, сочетающего черты человека и
призрака. Любопытно, что одновременно с ними также во Франции появился
роман Анри Галопена под названием «Тенебрасс, бандит-фантом». Однако его
скоро забыли. В чем же секрет такой необыкновенной популярности
Фантомаса?
Он заключен уже в самом имени героя, происходящего от
французского слова Fantom, означающего призрак, привидение. Избрав
главным героем не человека, а некое фантастическое создание, Сувестр и
Аллен разделили сюжетное напряжение между разгадкой сразу двух тайн:
совершаемых героем преступлений и происхождением самого героя.
Их роман скорее напоминает не классический детектив, столь
популярный на рубеже XIX-XX веков (Габорио, Леблана, Леру), а роман
ужасов, более характерный для XVIII века. Подобное сочетание детектива и
мистики с фантастикой и любовно-авантюрными мотивами и обусловило
читательский интерес.
Интересно, что впервые авторы использовали и достижения новейшей
техники — они диктовали романы стенографистке, перепечатывавшей им сразу
же после этого. Три дня у них уходило на разработку плана, еще три на
диктовку двум стенографисткам (кому какие главы – четные или нечетные –
они определяли по жребию). И еще один день уходил на выправку и вычитку
готового текста.
Практически перед нами схематически представлен макет работы над
современным сериалом или мыльной оперой, только в структуре романа это
отражалось во множестве сюжетных ходов, что усиливало интерес читателя,
распутывающего своеобразный клубок. Сами авторы называли свою
организацию работы «автоматическим письмом».
Однако подобная продуктивность имела и свои отрицательные
стороны. Не всегда можно было придумать что-то совершенно оригинальное и
интересное для всех слоев читателя. Нашлись и многочисленные
подражатели, имитировавшие стиль авторов «Фантомаса», но не обладавшие
таким же художественным талантом. Не случайно, что в 60-ые годы именно
стилевая манера Аллена и Сувестра была блестяще спародирована режиссером
Юнебелем, поставившим знаменитый сериал о Фантомасе.
Однако роман Аллена и Сувестра нельзя считать искусно выполненной
ремесленной поделкой. Можно вспомнить высокие оценки, данные роману
французскими писателями Луи Арагоном, Андре Мальро и Жаном Кокто.