Ты, конечно, знаешь, что портрет широко распространен в живописи,
скульптуре, графике и фотографии. Само слово «портрет» восходит к
французскому выражению «trait pro trait» — черта в черту, т.е. как можно
точнее. Но можно ли написать «портрет словами»? Ответ на этот вопрос
содержится в многочисленных воспоминаниях об известных людях прошлого.
Но в каких же случаях мы можем рассматривать описания реальных
исторических лиц как «портреты словами»?
Если главное для художника — создать яркий образ портретируемого,
то цель для пишущего воспоминания — помочь воссозданию этого образа в
сознании читателя. Вот почему литературный портрет обязательно строится
на какой-нибудь наиболее яркой детали — особенности языка, внешнего
облика или поведения изображенной личности. Такие описания мы и можем
назвать «портретами словами».
Прочитав «портрет словами», мы представляем облик изображенного
гораздо ярче, чем после знакомства с его пространной биографией. Й это
не случайно. Ведь мы не знакомимся с тем, что он сделал или создал, а
проникаем в мир его чувств, всегда ярких и неповторимых. В литературном
портрете всегда отражаются наиболее характерные, запоминающиеся черты
личности. Так, все писавшие о А.Блоке отмечают его «рыцарское» и в то же
время усталое лицо, за которым чувствуется его одиночество, душевная
незащищенность. В образах Андрея Белого, А.Ремизова подчеркивается их
необыкновенность, неординарность, склонность к игре. Символом эпохи, ее
революционного пафоса, стремления изменить окружающую жизнь
воспринимается образ Маяковского.