Принято считать, что первые биографии возникли в античности. Это
отражено и в самом названии жанра, образованном от двух греческих слов:
bios — жизнь и grapho — пишу. Само же название biographia только в VI в.
н.э. сменило латинское — vita.
Появление биографии было обусловлено ростом политической и
общественной деятельности в Древней Греции (примерно в V в. до н.э.),
когда возник интерес к отдельным деятелям той эпохи и фактам их жизни.
Биографии выдающихся людей служили образцами для подражаний, их
изучали в гимназиях.
Не случайно, что уже в эпоху эллинизма появились и первые сборники жизнеописаний политических деятелей, поэтов и философов.
Главной особенностью подобных сочинений было стремление авторов
сообщить как можно больше личных сведений о жизни героев. Иногда
биография превращалась в собрание анекдотов — небольших рассказов, в
которых приводились отдельные биографические факты, рассказывалось об
особенностях характера описываемого персонажа.
К сожалению, до наших дней сохранились лишь отдельные фрагменты
подобных сочинейий. Поэтому обычно среди древне-греческих авторов
биографий мы упоминаем имя Плутарха, чьи произведения лучше
сохранились, чем рукописи его современников.
Именно Плутарх первым предложил не просто собрание фактов из жизни героев, а их сравнительную характеристику.
Сравнительная биография, придуманная Плутархом, стала одной из
форм древнеримской биографической прозы (Варрон, Непот). Кроме нее,
существовало еще две: одна была связана с восхвалением отдельной
личности («Агрикола» Тацита). Другая представляла собой сборник
биографий примечательных личностей («Жизнь двенадцати цезарей»
Светония).
В средние века были популярны именно сравнительные биографии
(«Жизнеописания» Вазари) и сборники биографий. Влияние античной
биографии проявилось прежде всего в христианской биографической
литературе, возникшей на стыке этих двух форм и занимавшейся описанием
жизни святых и мучеников.