Русская поэзия рубежа XIX-XX веков богата поэтическими открытиями.
Часто, пытаясь дать определение этому времени, его называют «серебряным
веком русской поэзии».
Главная его особенность — неустанные поиски в области формы и
расширения выразительных возможностей стихотворного текста. Оказалось,
что открытия можно совершать не только в научной лаборатории, но и за
письменным столом.
Некоторые поэтические приемы, известные с незапамятных времен, в
поэзии этого времени смогли зазвучать по-новому. Одним из них и
оказалась звукопись — особый вид инструментовки стиха.
Прием звукописи встречается в фольклоре всех народов и был широко
распространен в античной поэзии. Разновидностью звукописи считается
звукоподражание. Например, в стихотворении К.Бальмонта «Я вольный ветер,
я вечно вею...» с помощью звука «в» прямо на глазах у читателя
создается впечатление движения воздуха.
Главным для звукописи является фонетико-стилистический подбор
слов в стихе, чтобы сочетанием звуков создать образную картину и
добиться максимальной выразительности.
Наиболее широко распространена аллитерация — подбор согласных
звуков. Она встречается как в стихотворной речи, так и в прозе. Так,
приближение войны в стихотворении В.Маяковского «Война объявлена»
передано раскатами звука «р»:
Морду в кровь разбила кофейня,
Зверьим криком багрима:
«Отравили кровью игры Рейна!
Громами ядер на мрамор Рима!»
На основе аллитераций часто образуются звуковые повторы, таким
образом начинает «звучать» уже не группа слов, строка или четверостишие,
а все стихотворение («Ночь, улица, фонарь, аптека...» А.Блока).
При рифмовке стиха часто используется неполная рифма, в которой
совпадают лишь ударные звуки. Такая разновидность звукописи называется
ассонансом. Рассмотрим ее на примере четверостишия из стихотворения
О.Мандельштама «Шарманка», где повтор гласных и сочетаний согласных
передает дребезжание шарманки, звуки этого инструмента:
Шарманка, жалобное пенье
Тягучих арий дребень,
Как безобразное виденье,
Осеннюю тревожит сень.
Вот как интересно обогатили русскую поэзию своими открытиями поэты начала XX века.