Когда вы читаете, вы разглядываете определенные символы, в которых
способны увидеть какое-то значение. Например, что-то вроде чтения имеет
место, когда вы читаете символы дорожного знака, когда инженер читает
значки на чертеже, или когда индеец видит дымовые сигналы.
Когда мы говорим о чтении, мы обычно подразумеваем чтение
печатных или написанных материалов. Но в этом случае тоже речь идет о
понимании символов. Первое, чему мы должны научиться, когда учимся
читать, это узнавать символы, или буквы, и отличать их от прочих. Потом
мы должны понять, какую идею выражает слово (или группа символов). Но до
того, как мы полностью это поймем, мы должны быть в состоянии
соотносить символы или слово с нашим собственным опытом.
В течение нескольких лет дети учатся читать различными методами.
Орфографический метод
состоит в том, чтобы научить ребенка названиям букв в алфавитном
порядке. Потом он складывает две буквы, потом три, а потом пишет и
произносит слоги, которые затем объединяет в слова и предложения.
При фонетическом методе дети выучивают звучание букв, а
потом складывают звуки вместе, чтобы получить слова. Поначалу
составляются только короткие слова, потом — более длинные. При обучении
еще одним методом ребенок запоминает, как выглядит слово. Есть и еще
один способ обучения, при котором ребенок запоминает и звучание, и
внешний вид слова или предложения. Но научиться читать мы можем лишь
тогда, когда мы готовы начинать учиться. А для этого мы должны быть
способными видеть сходство и разницу между словами и символами, помнить
форму слова, помнить последовательность, с которой излагаются мысли;
мысленно представлять предметы, которые обозначаются тем или иным
словом; передвигать взгляд по странице слева направо — и еще многое
другое!