А знаете ли вы, что знакомое нам просторечное и разговорное слово
«бездарь» впервые ввел «король поэтов» Игорь Северянин, правда, с другим
ударением? В 1912 году в сборнике «Громокипящий кубок», принесшем поэту
всероссийскую известность, он опубликовал «Прощальную поэзу» – ответ на
послание Брюсова – содержавшую следующие строки:Я так устал от льстивой свиты
И от мучительных похвал…
Мне скучен королевский титул,
Которым Бог меня венчал.Вокруг — талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь…
И только Вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь…
Кроме того, желая того или нет, Северянин в 1925 году продублировал изящный неологизм в романе в стихах «Рояль Леандра».
Только в этот раз он был употреблен по отношению «Цеху поэтов» –
творческому объединению акмеистов во главе с Н.Гумилевым и С.Городецким:
…Уж возникает «Цех поэтов».
Куда бездари, как не в цех!…
Как мы знаем, Игорь-Северянин (именно так сам «король» предпочитал
писать свой псевдоним) вообще был падок на окказионализмы – «поэза»,
«журчный», «блазнить»; но ни один из них не прижился так, как только
лишь поменявшее ударение слово «бездарь». Второе по популярности место,
пожалуй, можно отдать популяризованному В.И.Лениным «грёзофарсу»: «…В
группе девушек нервных, в остром обществе дамском / Я трагедию жизни
претворю в грёзофарс…», пишет Северянин в «Увертюре» в 1915 году, а уже 2
года спустя Ленин употребляет его в «Письмах издалека» уже в
ироническом смысле, как некую пустую сумасшедшую мечту, лишь самому
мечтателю кажущуюся важной. Такое значение и приобрел впоследствии столь
важный и серьезный для поэта «грезофарс». |