Ответить на этот вопрос, на первый взгляд, вовсе не сложно: все, что
создается воображением человека, его фантазией, и является вымыслом. В
художественном произведении
вымысел используется для конструирования художественного мира и населяющих его образов.
Однако тут же мы начинаем задумываться над тем, чего же может и
что не может придумать художник? Какую роль в создании его произведений
играет фантазия?
Очевидно, что каждый писатель опирается на свой жизненный опыт.
При этом свои наблюдения он отбирает, группирует по-своему, выделяя одни
факты и опуская другие.
Даже в воспоминаниях, где автор обычно основывается на лично
пережитом и передает события собственной биографии или жизни хорошо
знакомых ему людей, он выбирает то, что для него наиболее интересно и
значимо.
Но если произведение будет состоять только из одних фактов, даже
тщательно подобранных и организованных, никто не станет его читать.
Чтобы «оживить» рассказ, писатель прибегает к фантазии — начинает
придумывать новых героев и обстоятельства их вымышленной жизни.
Для этого он стремится так построить свое произведение, чтобы
выдуманные им персонажи вели себя так же, как и обычные люди в реальной
жизни. Писатель представляет себе, как созданная его воображением
личность повела бы себя в той или иной ситуации.
Даже в произведениях, основанных на подлинных событиях, писатель
стремится быть именно психологически достоверным. При этом вполне может
быть, что некоторые события окажутся лишь упомянутыми или произойдут не
совсем в том месте, где были в действительности.
Главная цель писателя — заставить читателя поверить ему. А это
возможно лишь в том случае, если персонаж, который создан воображением
художника, будет чувствовать так же ярко и непосредственно, как живой
человек.