В воспоминаниях И.С. Соколова-Микитова мы встречаемся с таким
описанием:«Придут из Бабынина, с новой железнодорожной станции,
франты-телеграфисты в высоких, накрахмаленных воротничках, в фуражках с
желтыми кантами, заведут с барышнями разговоры, начнут писать
чувствительные стишки в альбомы».
Что же это такое — альбом, о котором вспоминает писатель?
Истоки альбомной лирики нужно искать в средневековой французской
поэзии, где поэты-любители, сочинявшие стихи, в основном баллады и
рондо, собирали их в отдельные сборники. Одним из самых известных стала
«Книга ста баллад», в которой собраны стихи нескольких
непрофессиональных поэтов во главе с наиболее талантливым из них — Жаном
де Сен-Пьером Сенемаль. Основная тема сборника — тема любви.
Жанр любовной лирики был очень популярным, поэтому естественно,
что сборники любовных песен быстро распространялись сначала по всей
Европе, а в конце XVIII - начале XIX века попали и в Россию, где как раз
наблюдалось сильное влияние французской культуры.
С первой половины XIX века в России, в многочисленных
литературных салонах Петербурга и Москвы, возникает своеобразная мода:
оставлять на память какую-нибудь запись, небольшой стишок, куплет или
рисунок.
Если ты помнишь, в комедии Гоголя «Ревизор» Марья Антоновна
просит Хлестакова оставить ей в альбоме на память что-нибудь «эдакое».
В архивах и библиотеках сохранились сотни подобных альбомов.
Некоторые из них принадлежали видным литературным и общественным
деятельницам той поры -3. Волконской, поэтессе Е. Ростопчиной, жене
известного историка С. Карамзиной. В них можно найти даже неизвестные
автографы великих русских поэтов и писателей.
Несмотря на то, что Пушкин иронизировал в романе «Евгений Онегин»
над светскими альбомами, он сумел показать их особую роль в истории
русской культуры:
Великолепные альбомы, Мученье модных рифмачей, Вы, украшенные
проворно Толстого кистью чудотворной Иль Баратынского пером, Пускай
сожжет вас божий гром! Когда блистательная дама Мне свой in quarto
подает, И дрожь, и злость меня, берет...