Имя Плутарха обычно упоминается в качестве примера человека огромных,
энциклопедических знаний и историка культуры. Чаще всего среди его
произведений упоминают его биографии, получившие название
«Сравнительных жизнеописаний».
Свое название это произведение получило благодаря своей
композиции. За небольшим исключением Плутарх рассказывал то о
греческом, то о римском герое. Получались парные биографии, сам подбор
которых определял авторскую характеристику героя («Александр и Цезарь»,
«Демосфен и Цицерон»). Иногда Плутарх вводит специальную главу —
«Сопоставление», где проводит дополнительную оценку героев и
высказывает свое к ним отношение.
Считается, что до наших дней дошло 46 параллельных
жизнеописаний и 4 — отдельных. Кроме того, восемь жизнеописаний до нас
не дошло. Характер жизнеописаний по своему стилю и по своей методике
чрезвычайно сложен, как и все то, что писал Плутарх.
Здесь можно найти и строго исторические сведения, и отступления
моралистического характера, и яркие портретные характеристики, и
философские размышления, и просто занимательные рассказы на разные
темы.
Тем не менее исследователи считают, что «Жизнеописания» — первая в
истории человечества художественная биография. Дело в том, что прием
сравнения разных по характеру героев, придуманный Плутархом, позволил
ему не просто описать их, но и привлечь внимание читателя к определенным
чертам, сгруппировать их так, чтобы личность стала более глубокой,
яркой и запоминающейся. Любопытно, что при этом Плутарх акцентирует
внимание не на портрете героя, а на анализе его внутреннего мира. Но он
еще не мог до конца раскрыть сложность поведения человеческой личности,
показать, как она формируется под влиянием тех или иных обстоятельств.
«Сравнительные жизнеописания» принадлежат к тем книгам, которыми
восхищались на протяжении всех последующих веков. Вот почему они
вызвали столько подражаний, о которых теперь никто и не помнит. Однако
заимствованные у Плутарха сюжеты продолжают жить и в трагедиях
Шекспира («Кориолан», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»), и в
комедиях Б.Шоу, а примененный им прием сравнительной характеристики был
развит Львом Толстым.