С самого начала своей государственности и до 1917 года Россия была
страной с монархической формой правления. Однако и в ее истории был
эпизод, когда в одной из русских областей образовалась самая настоящая
демократическая республика. В историю она вошла под именем Новгородской
феодальной республики, а в то время имела почетное наименование
«Господин Великий Новгород».
Сначала Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. Но в
XII веке, в период феодальной раздробленности, Новгород освободился от
власти Киева и стал самостоятельным центром довольно обширной
территории на севере Руси. Вплоть до XV века новгородские земли являлись
практически независимым государством. Новгород попал под власть
татаро-монголов, поддерживал отношения с Европой и резко отличался по
своему устройству от остальных русских княжеств.
Впрочем, и здесь тоже был свой князь, которого обычно приглашали
из других земель. Но в том-то и дело, что он не имел реальной власти,
был лишен большинства земельных владений и выполнял лишь функции
главного военачальника. В любой момент этот князь мог быть изгнан из
Новгорода.
Высшим органом власти в Великом Новгороде являлось народное собрание —
вече. На него собиралось как городское, так и свободное сельское
население. Новгородское вече избирало посадника (высшая государственная
должность), тысяцкого и даже архиепископа, решало все важнейшие
вопросы общественной жизни.. Большую роль в Новгороде играли бояре. В
политических делах участвовало и торгово-ремесленное население, которое
имело свои объединения, состоящие из кончан (жителей «концов», окраин
города), уличан (жителей улиц, обычных горожан) и сотен.
Случалось, что недовольный решениями властей народ сам собирался
на сходки. Бывало, что и бояре, враждуя между собой, возбуждали
простолюдинов к волнениям. В ход шли не только уговоры, но и большие
деньги, и тогда на вече появлялись подкупленные крикуны-вечники.
Доходило до того, что иногда в одно и то же время собирались два
враждебных друг другу веча. Они сходились на Волховском мосту, где и
завязывалась схватка, причем противники норовили столкнуть друг друга в
реку. В таких случаях разнимать и утихомиривать стороны мог лишь
архиепископ в полном церковном облачении и с крестом в руке.
Новгородская демократия примечательна еще и тем, что при ней
впервые на Руси проявилось свободомыслие. Именно в Новгороде возникли
«ереси», направленные против господства официальной церкви.
Новгородская республика долгое время была «костью в горле»
набиравшим все большую и большую силу московским князьям. Наконец, когда
последние объединили все русские земли вокруг Москвы, Новгородчина
была также включена в состав Русского централизованного государства.
Независимость Новгорода пала в 1478 году, при Иване III. Многие горожане
были насильственно выдворены из родного города и расселены по другим
местам. Вечевой колокол - символ ненавистной демократии - был привезен
в Москву, где «вознесли его на колокольницу, - говорит летописец, - с
прочими колоколами звонити».
Почти через сто лет, в 1570 году, царь Иван Грозный, ненавидя
свободное прошлое Новгорода, совершил бессмысленный поход на
Новгородскую землю. Царские опричники подвергли ее страшному разгрому.
Уничтожались не только ни в чем не повинные жители, но даже домашний
скот.
От этого удара Новгород уже никогда не смог оправиться. Колыбель
русской государственности и русской демократии превратилась в
заурядную российскую провинцию!