История уничтожения части кораблей
Черноморского флота в 1918 году широко освещалась не только в советской
исторической, но и в художественной литературе. Однако многие
подробности принятия решения о затоплении кораблей, а также об
исполнении этого решения умалчивались советскими историками либо
подавались некорректно. Так, например, энциклопедическое издание
«Гражданская война и военная интервенция в СССР» отмечает, что на
собраниях и митингах по поводу уничтожения кораблей Черноморского флота
разворачивалась «ожесточенная борьба между коммунистами и
контрреволюционными офицерами, эсерами и украинскими националистами». В
контрреволюционной деятельности обвиняются офицеры флота, которые не
выполнили приказ Совета народных комиссаров. Конечно, это миф. На самом
деле поводом к «борьбе» послужили совсем не политические пристрастия
участников событий, а противоречивые распоряжения большевистскою
руководства, вызывавшие неуверенность и растерянность командиров
Черноморского флота.
Перед тем как непосредственно перейти к
сути заблуждения, давайте вспомним ситуацию, в которой оказался
Черноморский флот к лету 1918 года. Как известно, после подписания в
марте 1918 года мирного договора в Брест-Литовске Украинская Народная
Республика, возглавляемая Центральной Радой, заключила договор о
сотрудничестве с Германией, рассчитанный на защиту УНР от притязаний
Советской России. Украинское правительство заявило о своих претензиях на
Черноморский флот, который формально был передан под контроль
Центральной Рады 29 апреля 1918 года. Как мы знаем, в тот же день к
власти в Киеве пришел гетман Скоропадский, опиравшийся на немецкие
войска, находившиеся в то время на территории Украины. Над несколькими
кораблями, стоявшими на рейдах военно-морской базы в Севастополе,
взвились украинские флаги. В тот же день по решению собрания моряков и в
знак протеста наиболее боеспособные корабли вышли из Севастопольской
гавани и взяли курс на Новороссийск.
Реакция Берлина на действия моряков
была незамедлительной. Германия обвинила Россию в нарушении
Брест-Литовского мирного договора, один из пунктов которого запрещал
судам Российского флота выходить из своих портов до окончания боевых
действий на Западном фронте, и выдвинула ультиматум. В нем говорилось:
«До 19 июня все корабли должны вернуться в Крым для интернирования, в
противном случае наступление германских войск будет продолжено по всему
фронту».
По поручению Ленина Морской
генеральный штаб собрал совещание высших чинов бывшего Императорского
флота, на котором было принято решение о затоплении кораблей
Черноморского флота, дабы не допустить их перехода в руки вчерашнего
противника. С ним были ознакомлены дипломаты Англии, Франции и Италии,
недавних союзников России по Антанте. Они поддержали решение офицеров
российского флота и подписали совместный протокол, в котором говорилось,
что «переход в распоряжение Германии или ее союзников кораблей
Черноморского флота, ныне находящихся в Новороссийске, повлек бы за
собой значительное ухудшение, с нашей точки зрения, положения в
Средиземном море… Поэтому уничтожение судов Черноморского флота для
предотвращения их перехода в руки наших врагов является делом
чрезвычайно важным и в высшей степени полезным для обеспечения нам
успешного окончания войны».
После неоднократного обсуждения
вопроса об уничтожении кораблей в Новороссийске начальник Морского
генерального штаба Е. А. Беренс 24 мая докладывал Ленину: «Германия
желает во что бы то ни стало завладеть нашим флотом. Дальнейшие попытки с
нашей стороны разрешить вопрос переговорами при вышеизложенных условиях
дают Германии только возможность выиграть время и явно ни к чему не
приведут. Наши суда в Новороссийске попадут даже не Украине, а Германии и
Турции и создадут этим в будущем господство их на Черном море…
Уничтожение наших судов в Новороссийске надо произвести теперь же, иначе
они, несомненно, полностью или в части попадут в руки Германии или
Турции». Через четыре дня Ленин принял решение: «Ввиду безвыходности
положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить
немедленно».
В это время в Новороссийске царило
полное неведение относительно решений Центра. Здесь не знали ни о
совещании, ни о резолюции Ленина. Корабли приходили в упадок, началось
массовое дезертирство, к тому же поменялось руководство Черноморским
флотом: адмирал М. П. Саблин был отозван в Москву, передав командование
капитану I ранга Тихменьеву А. И. В такой ситуации новороссийская
эскадра получила две полностью противоречащие друг другу телеграммы,
которые и внесли разногласие в ряды моряков. В первой из них излагался
текст ультиматума и содержался приказ до 19 июня возвратиться в
Севастополь. Все не исполнившие приказание власти, «избранной
многомиллионным трудовым народом, будут считаться вне закона», а значит,
преступниками. Вторая телеграмма говорила о том, что Советская Россия
не доверяет гарантиям Германии о возвращении кораблей после окончания
войны, поэтому Совнарком приказывает затопить корабли, находящиеся в
Новороссийске, еще до окончания срока ультиматума. Завершала телеграмму
такая же угрожающая строка об ответственности за невыполнение приказа.
Среди офицеров сразу же
распространилось мнение о том, что их «подставляют» и хотят возложить на
них ответственность за потопление кораблей. Был проведен референдум
относительно дальнейших действий, в котором участвовали и матросы. Ни
один из участников не высказался за возвращение в Севастополь, а все
большую популярность приобретал лозунг «Сражаться до последнего
снаряда». Комиссары флота, большевики Вахрамеев и Глебов-Авилов, по всей
вероятности, также поддерживали этот лозунг, а значит, их действия
никак не были направлены на исполнение приказов Совнаркома. Еще более
усугубили ситуацию большевики Кубано-Черноморской республики. Так,
прибывший в Новороссийск председатель ее ЦИК А. И. Рубин призвал
матросов не выполнять указания центра, а начать борьбу с Германией.
Часть офицеров начала склоняться к
тому, чтобы вернуться в Севастополь. К этому их подталкивали анархия,
хаос, боязнь оказаться преступниками и, конечно же, личные интересы (у
многих из них в Севастополе остались семьи). Несомненно, на перемену
настроений офицеров повлияла и судьба командующего Балтийским флотом
А. М. Щастного, который руководил операцией по спасению кораблей
Балтийского флота. Его арестовали в мае 1918 года и предъявили обвинение
в том, что он, «совершая героический подвиг, тем самым создал себе
популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против Советской
власти».
Был проведен новый референдум, на
котором более 500 человек выразило желание идти в Севастополь, 450
высказались за потопление кораблей и около тысячи воздержалось. На
следующий день, 17 июня, из Новороссийска вышли линкор «Воля»,
вспомогательный крейсер и 8 эсминцев и взяли курс на Севастополь. Им
никто не препятствовал. Впоследствии Ленин скажет следующее: «Жаль, что
наши сплоховали и не открыли огонь по уходящим в Севастополь.
Изменников, предателей нельзя было отпускать». Оставшиеся в
Новороссийске суда 17–18 июня были затоплены собственными командами.
Таким образом, часть кораблей
Черноморского флота все-таки попала в руки к немцам. Однако, возвращаясь
к началу разговора, давайте спросим себя: можно ли назвать поведение
офицеров и матросов, сдавшихся в плен, контрреволюционным, а основания
их действий — сознательной установкой на борьбу с революцией? Конечно,
нет. Более правдоподобные мотивы их поступка — хаос в стране, плохая
управляемость армией и флотом, приведшие к отсутствию четкого и
недвузначного приказа относительно судьбы флота.
|