Среда, 08.05.2024, 04:10                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ [120]
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИИ [96]
ЛИТЕРАТУРА [74]
МИФОЛОГИЯ [53]
МХК [140]
БИОЛОГИЯ [903]
ГЕОГРАФИЯ [302]
МАТЕМАТИКА [21]
ФИЗИКА [124]
АСТРОНОМИЯ [68]
МУЗЫКА [53]
РИСОВАНИЕ [13]
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ [31]
ТЕХНОЛОГИЯ [9]
ЭКОНОМИКА [38]
ЭКОЛОГИЯ [23]
НАУКА И ТЕХНИКА [88]
ПОЛИТОЛОГИЯ И ПРАВО [25]
РЕЛИГИЯ [47]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Советское участие в арабо-израильском конфликте

До сих пор многие уверены, что Советский Союз активно участвовал в ближневосточном конфликте только дипломатически. Конечно, это заблуждение, созданное и старательно пестуемое в свое время советской пропагандистской машиной.

В начале 80-х годов автор данной статьи совершенно случайно встретил на улице знакомого, который в это время должен был проходить службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Кроме всего прочего, знакомый слегка прихрамывал. Как выяснилось впоследствии, он находился в отпуске после лечения в военном госпитале, а хромота — результат ранения, полученного в ходе вооруженной стычки на границе Израиля и одного из арабских государств. Знакомый в армии арабского государства выполнял функции инструктора.

По большому счету, Советский Союз никогда не отказывался от идеи «экспорта» социализма в другие страны, хотя еще в 20-е годы XX столетия провозгласил политику мирного сосуществования социализма и капитализма. Начало «холодной войны» придало «экспорту» социализма новый оттенок борьбы за сферы влияния между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком. СССР «приходит на помощь» десяткам государств Азии, Африки и Латинской Америки. Для получения советской помощи не требовалось «становиться на путь социализма» — достаточно было занять антизападные, антиамериканские позиции. В страны, примкнувшие к антиимпериалистическому лагерю, словно из рога изобилия, посыпалась гуманитарная, экономическая и, конечно же, военная помощь (а как иначе противостоять проискам империализма?). Справедливости ради отметим, что стратегия США в этом смысле мало чем отличалась от советской, просто о «происках американского империализма» нас информировали гораздо больше, нежели о нашем противодействии им.

В отношении некоторых из стран-получателей советской помощи, а они, как правило, находились на «передовой линии противостояния империализму», военная поддержка не ограничивалась продажей оружия. Туда отправлялись тысячи советников и инструкторов, дабы содействовать освоению современной военной техники. Причем свой «интернациональный долг» советники и инструкторы традиционно выполняли тайно как от всего мира, так и от советских граждан. Но если мировая общественность рано или поздно узнавала о советском военном присутствии, то многомиллионный советский народ долгое время оставался в неведении. Более того, советским военным, возвращавшимся из зон конфликтов, строго-настрого запрещалось рассказывать о том, где они были и какой «долг» выполняли.

Ясно, что Москва не могла оставить без своего внимания такой стратегически важный регион, как Ближний Восток. После Суэцкого кризиса регион покидают Англия и Франция, а две сверхдержавы — Советский Союз и Соединенные Штаты — остаются здесь, так сказать, один на один. Вашингтон делает ставку на Израиль, Москва, соответственно, на арабские государства. В 50-х годах XX столетия в регионе складывается крайне благоприятная для Советского Союза обстановка: в арабских странах — Ливии, Алжире, Египте, Сирии, Ираке, Йемене — к власти приходят антизападные режимы. Самой большой по объему и наиболее комплексной по содержанию военной поддержкой Москвы пользовался Египет (одно время назывался Объединенной Арабской Республикой).

Примечательно, что в самом начале конфликта на Ближнем Востоке (в первые послевоенные годы) СССР активно поддерживал Израиль и даже умудрялся снабжать его оружием через Чехословакию. Вскоре позиция Советского Союза резко изменилась. В арабские страны направляется мощный поток советского оружия, а из арабских стран в Союз направляются сотни военных для обучения. Начало коренному изменению политики Советского Союза на Ближнем Востоке положил именно Египет, где к власти пришел Гамаль Абдель Насер, решивший национализировать Суэцкий канал и затронувший тем самым весьма чувствительную сферу международной политики. За относительно короткий период египетскую армию снабдили новейшим советским вооружением.

Придя к выводу, что он уже готов бросить вызов Израилю, Насер переходит к весьма смелым и уверенным (как оказалось позже, самоуверенным) действиям. В 1967 году он потребовал вывести войска ООН с египетско-израильской границы, лишая Израиль выхода из залива Акаба — единственного пути в Красное море. На границе с Израилем сосредотачивается значительный контингент египетских войск.

Тель-Авив не стал ожидать дальнейшего развития событий и нанес по арабским государствам — Египту, Сирии и Иордании — упреждающий удар. Война продолжалась всего 6 дней (так называемая «шестидневная арабо-израильская война» 1967 года), но этого времени хватило, чтобы разгромить арабов на всех фронтах. Растерянность египетского президента была настолько велика, что он даже попытался уйти в отставку.

Советский Союз не оставил в беде дружественный арабский народ. Поток советского оружия на Ближний Восток стал еще внушительнее. Правда, теперь вместе с ним в большом количестве последовали советники и инструкторы. Во-первых, мало иметь современное оружие, надо еще уметь им пользоваться, а с последним у арабов обстояло не очень хорошо. Во-вторых, египетскую армию пришлось фактически создавать заново. По свидетельству посла Советского Союза в Египте В. М. Виноградова, «под руководством маршала СССР М. В. Захарова, а затем генерала армии П. Н. Лащенко, началась работа советских военных советников — от батальона до высшего командования — фактически по воссозданию вооруженных сил Египта на новой основе. Предстояло в короткие сроки построить все виды вооруженных сил заново, но на современных началах, научить владеть новейшим вооружением — от автомата Калашникова до зенитно-ракетных комплексов, самолетов МИГ-21, подводных лодок новых типов, уникальных противотанковых установок, понтонных мостов, средств связи и т. д.».

Во время тайного визита в Москву Насер попросил кремлевских лидеров о большем — прислать средства противовоздушной обороны с обслуживающим персоналом. Это означало не просто присутствие военных советников, а непосредственное участие в боевых действиях. После недолгих колебаний советское правительство не отказало и в этом. Так начиналась операция под кодовым названием «Кавказ», участвовать в которой должны были ракетные войска ПВО, авиация и флот. Благодаря ей Египет не только возродил свою армию, но и отважился в 1973 году на войну-реванш (война на Йом-Кипур — иудейский религиозный праздник).

Первыми в Египет прибыли советские летчики. Их машины были доставлены по воздуху в разобранном виде на транспортных самолетах. С 1 февраля 1970 года на службу заступили 102 летчика и 70 МИГ-21. Следом за ними в марте для выполнения «интернационального долга» была переброшена дивизия зенитно-ракетных войск. Еще раньше, через полгода после разгрома арабских войск в 1967 году, в Египет были направлены офицеры флота. Все это происходило в обстановке строжайшей секретности. Один из участников операции B. C. Логачев пишет следующее: «В порту отправки из Союза нас всех переодели в гражданскую одежду: офицеры и сверхсрочники были в шляпах, воины срочной службы — в беретах. Остальное — ботинки, костюм, демисезонное пальто — было без различий. По прибытии в Александрию нас всех одели в форму арабской армии, без каких-либо знаков различия, к тому же у нас не было никаких документов». Другой участник, офицер флота В. И. Зуб, вспоминает: «Выходили мы в море безымянными, в матросской робе, без погон и без документов. «В плен не попадать» — такова была установка министра обороны СССР».

Вся эта секретность сопровождалась мощной пропагандой миролюбивости Советского Союза. На страницах московских газет публиковались статьи, отрицавшие участие советских войск в конфликте на Ближнем Востоке, разоблачались агрессивные планы Израиля. Была разработана целая концепция, согласно которой главными разжигателями конфликта являются Соединенные Штаты Америки, кровно заинтересованные в военных успехах Израиля на Ближнем Востоке. Между тем правительство Израиля было готово подписать мирный договор с Египтом еще в 1967 году в обмен на признание своего права на существование. За это Израиль соглашался отказаться от большинства завоеванных территорий, оставляя себе только те, которые были (по мнению Тель-Авива) необходимы для обороны. Тогда с подачи Советского Союза договор подписан не был.

Москва оказывала Египту не только военно-техническую, но и военно-информационную поддержку. В ходе войны на Йом-Кипур дивизия генерала Ариэля Шарона (впоследствии премьер-министра Израиля) нанесла удар в стык между двумя египетскими армиями, прорвала оборону, вышла к Суэцкому каналу и начала его форсирование. Советский Союз с помощью спутников засек рейд израильской группировки и предупредил о нем Египет.

Трудно сказать, сколько советских солдат и офицеров прошли через арабо-израильские конфликты разных лет. Определенным ориентиром могут служить следующие данные: в июле 1972 года новый прозападный египетский президент Анвар Садат выслал из страны 20 тыс. советских военно-технических советников. Как бы там ни было, участие Советского Союза в ближневосточном конфликте не ограничивалось дипломатией. Не только историческая вражда евреев и арабов, но и вмешательство в собственных геостратегических интересах СССР и США препятствовали урегулированию конфликта, который продолжается и в настоящее время.

Категория: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ | Добавил: admin (20.07.2012)
Просмотров: 1491 | Теги: хочу все знать, Почемучка, энциклопедия для школьника, дополнительный материал к уроку, это интересно, интересные факты | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru