Вторник, 07.05.2024, 23:05                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ [120]
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИИ [96]
ЛИТЕРАТУРА [74]
МИФОЛОГИЯ [53]
МХК [140]
БИОЛОГИЯ [903]
ГЕОГРАФИЯ [302]
МАТЕМАТИКА [21]
ФИЗИКА [124]
АСТРОНОМИЯ [68]
МУЗЫКА [53]
РИСОВАНИЕ [13]
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ [31]
ТЕХНОЛОГИЯ [9]
ЭКОНОМИКА [38]
ЭКОЛОГИЯ [23]
НАУКА И ТЕХНИКА [88]
ПОЛИТОЛОГИЯ И ПРАВО [25]
РЕЛИГИЯ [47]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Симон Петлюра

В сознании большинства нынешнего взрослого населения постсоветского пространства слова «Петлюра», «петлюровщина» вызывают однозначно неприятные ассоциации. По-иному и быть не может, поскольку до недавнего времени советские историки рисовали образ Петлюры исключительно черными красками, умело используя при этом критику в его адрес известных украинских общественно-политических деятелей М. Грушевского и В. Винниченко. Прошлась по петлюровщине и советская творческая интеллигенция (достаточно вспомнить фильмы «Как закалялась сталь» и «Старая крепость»). В Советском энциклопедическом словаре о Симоне Петлюре написано следующее: «…один из руководителей украинской буржуазно-националистической контрреволюции… В советско-польской войне выступил на стороне буржуазной Польши; в 1920 году эмигрировал. Убит в Париже». Немало вопросов возникает по поводу последней фразы. Кем и почему был убит? И вообще, кто он — этот Петлюра, чье имя стало символом одиозности? Таким образом, мы имеем не объективное представление о судьбе и личности человека явно незаурядного, навсегда вошедшего в анналы истории, а совокупность стереотипных и предвзятых суждений, попросту говоря, ряд заблуждений. Развенчать некоторые из них мы хотим в нашей статье.

Симон Васильевич Петлюра родился в Полтаве в 1879 году в семье мещанина. Получил образование в Полтавской духовной семинарии. Являлся членом Революционной украинской партии, с 1905 года — Украинской социал-демократической рабочей партии. За участие в украинском национальном движении преследовался царскими властями. Во время Первой мировой войны занимался журналистикой.

В апреле 1917 года С. В. Петлюра был избран председателем Украинского совета войск Западного фронта, затем — председателем Украинского Генерального военного комитета. Центральной Радой был назначен на должность генерального секретаря военных дел. Много внимания уделял созданию национальных вооруженных сил и переводу сюда из России украинизированных военных частей. В конце 1917 года, не соглашаясь с политикой председателя Генерального секретариата В. Винниченко, который не поддерживал идею создания вооруженных сил Украины, Петлюра вышел из правительства. Он отправился на Левобережье, где создал Гайдамацкий кош Слободской Украины, который сыграл решающую роль в боях за Киев и в подавлении большевистского восстания в городе. Петлюра состоял в оппозиции к правительству гетмана Павла Скоропадского и возглавил антигетманское восстание. Он являлся членом Директории и руководил армией Украинской Народной Республики (УНР). После отъезда В. Винниченко за границу сменил его на посту председателя Директории. На протяжении 1919 года Симон Петлюра руководил борьбой против большевистских и деникинских войск. В этот период его имя стало для украинцев символом освободительной борьбы. Но для многих неукраинцев оно отождествлялось с анархией и насилием, которые охватили Украину. Более других в это время пострадало еврейское население.

Первые еврейские погромы на территории Украины произошли еще в ноябре 1917 года на Подолье. Их начали солдаты российских воинских частей. Участие украинских войск в погромах стало заметным весной 1918 года. Оно было отголоском большевистской оккупации Киева. Присутствие евреев в высших эшелонах советской власти создавало впечатление, что большевизм выступает в «еврейском обличьи». Период гетманата Скоропадского был относительно спокоен в отношении еврейских погромов. Наиболее массовый характер они приобрели весной — летом 1919 года. Ответственность за большую их часть несут самозваные «атаманы» и «батьки», нередко выступавшие от имени Директории. Самые кровавые погромы совершены Матвеем Григорьевым, бывшим офицером российской армии, воевавшим сначала под знаменами Директории, затем — Красной Армии, в конце концов — сам по себе. Однако в массовом сознании расправы над евреями связывались прежде всего с Директорией, что подталкивало евреев либо к белогвардейцам, либо к большевикам.

Украинское правительство боролось с погромами всеми возможными средствами. Сам Петлюра, вопреки общепринятому о нем мнению, обращался с многочисленными призывами и издавал специальные указы о наказании виновных военным трибуналом. 12 октября 1919 года главный атаман обратился с воззванием к воинам украинской армии, в котором, в частности, говорилось: «Избегайте провокаций, а с провокаторами, которые сами совершают погромы и подстрекают более слабых по сравнению с нами, будьте беспощадны. Смертельная кара должна пасть на голову погромщиков и провокаторов… чтобы ни один волос не упал с головы невинного». Эти усилия дали скромные результаты: волна насилия была приостановлена. И исполнители и жертвы погромов были наследниками Российской империи, политическая система которой не давала своим гражданам ни опыта, ни легальных механизмов для мирного разрешения конфликтов.

В 1920 году С. Петлюра возглавил войска УНР. После заключения договора в Варшаве армия УНР вместе с польской армией развернули наступление на большевиков и 7 мая 1920 года взяли Киев. Однако успех оказался краткосрочным. После заключения Польшей и Советской Россией договора о перемирии войска УНР перешли за реку Збруч, где были интернированы польскими властями.

Находясь в эмиграции, Симон Васильевич руководил деятельностью правительства УНР в изгнании. В 1923 году правительство Советской Украины потребовало от польских властей выдачи Петлюры как врага трудящихся. Поэтому Петлюра был вынужден перебраться в Венгрию, затем — в Вену и Женеву и, наконец, в Париж. Здесь он занялся публицистической деятельностью. 10 мая 1926 года С. Петлюра отмечал в русском ресторане в кругу друзей день рождения. За одним из столиков сидел Нестор Махно. Вскоре мужчина, с которым последний горячо спорил, встал и вышел. Н. Махно также не задержался в ресторане. Не знал тогда Петлюра, что в тот момент Нестор Иванович уговорил некоего Ш. Шварцбарта не убивать бывшего главного атамана. Таким способом Махно отблагодарил Симона Васильевича, который в 1923 году спас его в Польше от расправы петлюровских офицеров, которые считали, что Махно мешал вести борьбу за создание самостоятельной Украины.

25 мая 1926 года Петлюра, прогуливаясь, остановился у книжной лавки. В этот момент с противоположной стороны улицы к нему подошел человек в рабочей блузе, окликнул его и несколько раз выстрелил в упор. Эмигрантская пресса была единогласна во мнении, что убийство совершил агент НКВД Ш. Шварцбарт. По факту убийства было возбуждено уголовное дело. Предварительное следствие продолжалось более года (с июня 1926 года по июль 1927 года). Обвинение пришло к выводу, что Петлюра не только не совершал погромов, не отдавал распоряжений их совершать, но и всеми силами боролся против этого явления. Тем не менее его убийцу оправдали за недостаточностью веских доказательств.

Симон Петлюра относится к так называемым «трагическим фигурам» в истории. Судьбой ему было уготовано жить в эпоху радикальных перемен. В такой ситуации трудно избрать единственно верный путь. Симон Петлюра сознательно встал на путь создания независимого украинского государства.

Категория: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ | Добавил: admin (20.07.2012)
Просмотров: 1187 | Теги: хочу все знать, Почемучка, энциклопедия для школьника, дополнительный материал к уроку, это интересно, интересные факты | Рейтинг: 1.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru