В июне 1941 года во время нанесения
удара по немецкой танковой колонне на участке дороги Молодечно —
Радошковичи (Беларусь) командир эскадрильи 207-го авиаполка капитан
Николай Гастелло и его экипаж совершили подвиг, навсегда оставшийся в
памяти народа. После нескольких атак вражеской колонны зенитный снаряд
противника попал в бензобак самолета, пилотируемого капитаном Гастелло.
Машина загорелась, и командир направил ее в самое скопление вражеских
танков, бензоцистерн и автомашин, которые взорвались вместе с самолетом.
Так завершили свой боевой путь капитан Николай Гастелло и члены экипажа
— лейтенанты Анатолий Бурденюк и Григорий Скоробогатый, а также старший
сержант Алексей Калинин. На том месте, где был совершен этот геройский
поступок, возведен памятник, увековечивший имена членов экипажа для
будущих поколений. Впоследствии летчиков, отважившихся на «огненный
таран», называли гастелловцами.
Никто и никогда не сможет поставить
под сомнение либо преуменьшить героизм пилотов. Не станем этого делать и
мы. Заблуждение же состоит в другом: долгое время считалось, что именно
Николай Гастелло первым в истории авиации совершил такой подвиг.
Поэтому и летчиков называют гастелловцами, оттого и большинство
читателей знает и помнит, кто такой капитан Николай Гастелло. Но, как
оказалось, Гастелло был не первым, и даже не вторым и не третьим
летчиком, совершившим «огненный таран», и осуществлен впервые он был не в
1941 году, а несколько раньше.
Первый в истории советской авиации
(да, пожалуй, и в мировой) случай «огненного тарана» произошел 5 августа
1939 года на Дальнем Востоке в долине реки Халхин-Гол во время военного
столкновения СССР и Монгольской Народной Республики с одной стороны и
Японии и Маньчжоу-Го — с другой. В этот день батальонный комиссар 150-го
бомбардировочного полка Михаил Ююкин, как обычно, поднял в воздух свою
машину для выполнения боевого задания. В момент бомбардировки вражеских
позиций в самолет попал снаряд, который поджег правый мотор. Сбить пламя
летчикам не удалось, и тогда командир принял свое последнее решение. Он
приказал экипажу покинуть самолет и направил пылающую машину, полную
смертоносных бомб, на японский дзот. Как вспоминает единственный из
членов экипажа, успевший покинуть кабину машины, штурман Александр
Морковкин: «Я был уверен, что, даже теряя сознание в удушье пламени,
батальонный комиссар Ююкин направит свою гибнущую, превратившуюся в
факел машину в самый центр вражеских огневых точек. Так и произошло». В
августе 1939 года за героизм и образцовое выполнение боевого задания
Михаил Ююкин был награжден орденом Ленина, а члены его экипажа — старший
лейтенант Александр Морковкин и старшина Петр Разбойников — были
отмечены орденами Красного Знамени.
После событий на Халхин-Голе подобный
подвиг был совершен в 1940 году уже в ходе советско-финляндской войны.
Тогда загоревшийся от попадания снаряда самолет капитана Константина
Орлова был направлен в самую гущу вражеской пехоты и техники. Произошло
это 11 марта 1940 года.
Как видим, подвиг Гастелло был далеко
не первым. Уже в самом начале Великой Отечественной советские летчики
таранили своими подбитыми машинами наземные цели противника. 22 июня
1941 года «огненный таран» совершил командир звена 62-го штурмового
авиаполка старший лейтенант Петр Чиркин. Он поднял машину в воздух с
аэродрома у села Лисятичи для проведения воздушной разведки и попал под
обстрел гитлеровцев. Когда машину П. Чиркина подбили, он направил ее на
танковую колонну противника. 24 июня экипаж командира звена 33-го
скоростного бомбардировочного полка старшего лейтенанта Григория Храпаря
совершил еще один таран. В этот раз горящий самолет разрушил переправу
близ города Броды. А 25 июня горящей машиной таранил немецкие танки
капитан Авдеев.
Таким образом, до Николая Гастелло
«огненные тараны» уже применялись советскими летчиками как минимум
четыре раза. Можно предположить, что и больше, так как в условиях войны
не все подвиги пилотов, закончивших жизнь в огне, могли быть
зафиксированы и подтверждены. Есть также сведения, что некоторым
летчикам, вероятно «родившимся в рубахе», удавалось выжить после
подобных таранов. Одним из них был Николай Кочетков, воевавший на
Сталинградском фронте.
Примеры мужества, подобные подвигу
Гастелло, среди советских летчиков не были единичными случаями. По
подсчетам военных специалистов, только в первый год войны
зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием пилотов становился
пылающий самолет. Всего же за годы Великой Отечественной войны
советские летчики совершали «огненные тараны» около 500 раз. В них
участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит
экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Более 800 человек во
время Великой Отечественной войны стали героями «огненных таранов».
Таким образом, когда заходит речь о
пилоте-герое Николае Гастелло, когда мы видим улицы, носящие его имя, не
следует забывать, что еще более 800 человек достойны нашей памяти,
уважения и благодарности. |