Пятница, 29.03.2024, 00:43                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ [120]
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИИ [96]
ЛИТЕРАТУРА [74]
МИФОЛОГИЯ [53]
МХК [140]
БИОЛОГИЯ [903]
ГЕОГРАФИЯ [302]
МАТЕМАТИКА [21]
ФИЗИКА [124]
АСТРОНОМИЯ [68]
МУЗЫКА [53]
РИСОВАНИЕ [13]
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ [31]
ТЕХНОЛОГИЯ [9]
ЭКОНОМИКА [38]
ЭКОЛОГИЯ [23]
НАУКА И ТЕХНИКА [88]
ПОЛИТОЛОГИЯ И ПРАВО [25]
РЕЛИГИЯ [47]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Мятеж белочехов

Всем прослушавшим (в смысле выслушавшим, а не пропустившим мимо ушей) курс истории в школе наверняка известен мятеж Чехословацкого корпуса, который многие историки называют отправной точкой Гражданской войны в России. В советской исторической науке это событие обычно именовалось «мятежом белочехов». Мятежники в период с мая 1918 по февраль 1920 года оказывали влияние на ситуацию на территории в пол-России, включавшей города Марьинск, Челябинск, Новониколаевск, Пензу, Сызрань, Томск, Омск, Самару, Златоуст, Красноярск, Симбирск, Владивосток, Екатеринбург, а также Казань, где взбунтовавшиеся захватили российский золотой запас и передали его А. Колчаку. С их помощью создавались антибольшевистские правительства. Вследствие действий белочехов главным фронтом Советской республики стал Восточный фронт. Советские историки основной причиной мятежа называли провокации белых офицеров и представителей Антанты. Так, например, энциклопедия «Гражданская война и военная интервенция в СССР» характеризует мятеж как «…спровоцированное контрреволюционным офицерством и представителями Антанты вооруженное выступление Отдельного чехословацкого корпуса». По всей видимости, это заблуждение. Существуют и другие версии касательно тех причин, которые заставили взбунтоваться целый корпус.

Но вначале давайте рассмотрим историю появления столь мощной военной силы в России. В первый же месяц мировой войны в царской армии началось формирование чешских частей. К сентябрю 1914 года была создана чешская дружина, состоявшая в основном из перебежчиков и пленных австро-венгерской армии. Она насчитывала 955 бойцов, 34 из которых были офицерами. С октября 1914 года эта дружина воевала на Юго-Западном фронте в составе 3-й российской армии. С 1915 года в нее стали зачислять пленных словаков и чехов, имевших российское подданство. Чешская дружина сумела проявить себя в боях, чем завоевала авторитет командования Юго-Западного фронта, по решению которого штат дружины был увеличен до 2090 человек, а в конце 1915 года дружина была переименована в I Чехословацкий полк. Летом следующего года в российской армии уже была Чехословацкая стрелковая бригада, включавшая в себя два полка, численность которых вместе с офицерами составляла около 5 тыс. человек. За успехи на фронте стрелковая бригада была развернута до дивизии, а осенью 1917 года был создан Чехословацкий корпус численностью 39 тыс. солдат и офицеров. Российское командование планировало сформировать и второй корпус, но после захвата власти большевиками и подписания Брест-Литовского мирного договора Чехословацкому корпусу предстояло перебазироваться на Западный фронт.

В то время Антанте не помешало бы подкрепление. В результате выхода России из войны германские силы на западе увеличились со 155 до 195 дивизий. В своих воспоминаниях генерал кайзеровской армии Людендорф писал: «На рубеже 1917–1918 годов обстановка вследствие выхода из войны России слагалась для нас выгоднее, чем за год до этого». Английские и французские войска после мартовского наступления немцев несли внушительные потери и нуждались в укреплении своих военных сил.

Но вернемся к Чехословацкому корпусу. 26 марта 1918 года Совнарком РСФСР заключил с отделением Чехословацкого национального совета (ЧНС) в России официальный договор. В соответствии с ним Советское правительство обязалось переправить чехословаков во Владивосток в качестве гражданских лиц для дальнейшего их следования в Европу. Были указаны два необходимых условия: лояльное поведение и сдача основной части вооружения в указанных пунктах. Однако, как сообщает энциклопедия, «эти условия не были выполнены чехословацким командованием: оружие скрывалось от контрольных осмотров; по пути следования провоцировались инциденты: солдат убеждали, что Советское правительство намеренно препятствует продвижению железнодорожных составов, собирается разделить корпус (с целью ослабить его боевую силу) и отправить часть его, еще не достигшую Урала, вместо Владивостока в Архангельск и Мурманск». Далее в энциклопедии продолжает развиваться официальная советская точка зрения: «Инициатива же изменения движения эшелонов исходила от представителей Антанты. Готовя интервенцию против Советской России, Верховный совет Антанты еще 2 мая принял решение использовать чехословацкие части в качестве авангарда своих вооруженных сил на Советском Севере и Сибири… Антисоветски же настроенная часть командования корпуса и руководство филиала ЧНС использовали недовольство в войсках как повод для мятежа под лозунгом „продвижения во Владивосток с помощью силы"». Но отчего в войсках возникло недовольство? Они ехали на Европейский фронт в качестве союзников Антанты, и вдруг антисоветски настроенные чехословаки стали недовольны решением Антанты. Возникает вопрос: может быть, причиной недовольства стало нечто иное?

По одной из версий, недовольство было вызвано следующим: 14 мая 1918 года в Челябинске произошел такой инцидент. На вокзале рядом с эшелоном чехословаков оказался состав с пленными венграми, вступившими в Красную Армию. Кто-то из «венгерского» вагона бросил железный предмет и убил чеха. Чехи же в ответ начали линчевать убийцу. В инцидент вмешались большевистские власти и арестовали нескольких чехословаков, не выяснив, кто прав, кто виноват. Последние разгневались и не только силой освободили своих товарищей, но и захватили городской арсенал, чтобы хорошенько вооружиться. Большевики распорядились разоружить корпус и расстрелять всех вооруженных. Кроме того, аресту подлежал весь эшелон, если хоть один солдат будет иметь оружие. Иначе говоря мятеж был спровоцирован действиями большевиков.

Убедительнее звучит другая версия, согласно которой германский Генштаб очень не хотел появления Чехословацкого корпуса на Западном фронте. По просьбе германского посла нарком иностранных дел РСФСР Чичерин 21 апреля 1918 года направил в Красноярск телеграмму, в которой содержался приказ: «Чехословацкие отряды не должны продвигаться на восток». Существует и другая телеграмма — заведующего оперативным отделом наркомата по военным делам РСФСР Аралова, датированная 23 мая 1918 года и направленная в Пензу: «Немедленно принять срочные меры к задержке, разоружению и расформированию всех частей и эшелонов чехословацкого корпуса как остатка старой регулярной армии». Наконец, сам Троцкий разослал всем совдепам от Пензы до Омска телеграммы, в которых сообщалось, что в тыл чехословацким эшелонам были направлены вооруженные силы, «которым поручено проучить мятежников». Телеграмма эта была направлена 25 мая 1918 года. Как известно, официальная историография датой начала мятежа называла 26 мая, а это значит, что Троцкий объявил о мятеже на день раньше его начала. Поданной версии, «мятеж» начался в результате угрозы чехословакам со стороны посланных Троцким вооруженных сил.

Похоже, что обе неофициальные версии объединяет один и тот же факт — причиной мятежа послужили столкновения с большевиками, последними и спровоцированные. Ни о каких происках Антанты не упоминается вовсе. Конечно, большевики не могли знать, какие масштабы и последствия будет иметь мятеж Чехословацкого корпуса. В дальнейшем для сокрытия всей правды о первоначале событий пришлось включать в сюжет представителей внутренних антибольшевистских сил и представителей Антанты.

Категория: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ | Добавил: admin (20.07.2012)
Просмотров: 2192 | Теги: хочу все знать, Почемучка, энциклопедия для школьника, дополнительный материал к уроку, это интересно, интересные факты | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru