Кто не слышал старинной русской песни «Ямщик, не гони лошадей»! Кто же такие ямщики?
В Московском государстве почта называлась «ямом», а почтовая
служба - ямской гоньбой. «Ям» - татарское слово. Оно означает «дорога»,
а в русский язык вошло для обозначения особых станов, в которых
селили ямщиков. Ямы широко распространены в России с XV века. И
сегодня во многих городах встречаются улицы с названием «Ямская». В
былые времена на них жили ямщики - крестьяне, обязанные возить на своих
лошадях княжеских гонцов. В ямскую повинность входила также починка
мостов и дорог.
Иностранцы удивлялись быстрой езде ямщиков. Например, немецкий
дипломат Герберштейн отмечал, что ямщики доезжают до Новгорода из
Москвы за три дня.
Ямской гоньбой ведала Ямская изба, позже - Ямской приказ. Они
собирали деньги – подать на содержание ямов. Сама же ямская гоньба
оставалась крестьянской повинностью.
Постепенно ямскую гоньбу вытеснила государственная почта. Ямщикам
надлежало возить письма «бережно, в мешках под пазухой, а буде
подмочат или потеряют, то им (ямщикам) в потере тех писем быть
пытаным».
При Петре I было создано особое почтовое ведомство. Для приема
писем от населения открылись почтамты в Москве, Петербурге, Риге. К
началу XIX века в России насчитывалось уже свыше 400 почтовых
учреждений с 5 тысячами служащих. Ямские дворы стали называться
почтовыми станциями.