Появление крестьянства на Руси относится примерно к IX веку, когда
пришел в упадок первобытнообщинный строй на территории страны. Но вот
именовались эти труженики долгое время очень оскорбительно - смердами.
Слово «крестьянин» стало обозначать земледельца лишь с конца XIV века.
По происхождению оно равно понятию «христианин» и прежде имело
религиозно-национальный смысл. Крестьянами (христианами) в период
татаро-монгольского ига в противоположность «нехристям» -
поработителям - называли всех русских людей.
Крепостными крестьянами были земледельцы, которые целиком
зависели от господ-феодалов. Они как бы «прикреплялись» к земельным
наделам (у них была «крепость» к земле), отсюда и такое название.
Древняя Русь минула рабовладение, однако крепостничество было
немногим лучше. Оно начало формироваться на Руси еще в XI веке,
полностью же эта позорная система утвердилась в XVII столетии с
принятием соответствующих законов.
Много школ открылись при церквях и в монастырях. Обилие
существовавших тогда переведенных с греческого языка книг показывает,
что школа делала свое дело - создавала читателя и любителя
просвещения. Книга всегда пользовалась на Руси большим почетом. «Книги
суть те же реки, напояющие вселенную», — говорили в старину. Сын
Ярослава Мудрого — Святослав — заполнил книгами клети своего дворца,
Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять
языков.
Об очень многом свидетельствуют и обнаруженные в 1951 году
археологами берестяные грамоты — письма и документы XI-XV веков,
написанные острой палочкой на березовой коре. Берестяные грамоты были
найдены при раскопках в Новгороде, Смоленске, Пскове, Витебске, Старой
Руссе. Многие из них - это денежные документы, частные письма, найдено
даже одно любовное письмо. Среди авторов грамот встречаются и женщины.
Эти находки дают важные сведения о том, как обучали грамоте в Древней
Руси. Берестяные грамоты доказали, что образованными были не только
знать и духовенство, но и простые люди.
Нашествие татаро-монгольских завоевателей в XIII веке на
несколько столетий затормозило развитие просвещения на Руси. Лишь с XVI
века, когда образовалось Русское централизованное государство, начался
новый подъем школьного дела.