Суббота, 23.11.2024, 03:01                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ [120]
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИИ [96]
ЛИТЕРАТУРА [74]
МИФОЛОГИЯ [53]
МХК [140]
БИОЛОГИЯ [903]
ГЕОГРАФИЯ [302]
МАТЕМАТИКА [21]
ФИЗИКА [124]
АСТРОНОМИЯ [68]
МУЗЫКА [53]
РИСОВАНИЕ [13]
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ [31]
ТЕХНОЛОГИЯ [9]
ЭКОНОМИКА [38]
ЭКОЛОГИЯ [23]
НАУКА И ТЕХНИКА [88]
ПОЛИТОЛОГИЯ И ПРАВО [25]
РЕЛИГИЯ [47]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Юзеф Пилсудский

В недавнем прошлом Юзеф Пилсудский относился к тем персонам, к которым советские историки испытывали особую «любовь». Большой советский энциклопедический словарь, вероятно, ввиду небольшого размера статьи ограничивается таким определением, как «диктатор», который «беспощадно расправлялся с революционным движением». А вот у авторов многотомной «Всемирной истории» имелась возможность дать, так сказать, развернутую характеристику Пилсудского и его деяний. Он был награжден весьма экспрессивными характеристиками типа «ярый националист», «шовинист», «реакционный политик», «враг революции и социализма». Весьма логично в этом контексте, что военный переворот, произошедший в 1926 году под руководством подобного «типа», ни к чему хорошему привести не мог. «В результате этого государственного переворота, — указывается на страницах «Всемирной истории», — в Польше установилась фашистская диктатура пилсудчиков».

Думается, той красной тряпкой, которая особенно раздражала наших «быков» от идеологии, была роль Пилсудского в советско-польской войне 1920 года (см. соответствующую статью нашей энциклопедии). Полбеды, если бы он «расправился с революционным движением» лишь в Польше. Остановив Красную Армию на подступах к Варшаве, Пилсудский сорвал далеко идущие планы «экспорта» коммунизма в Европу. Такие «преступления» против социализма советскими летописцами не прощались.

В свою очередь, в Польше ярыми сторонниками и противниками Пилсудского также творились мифы и легенды, но, естественно, уже другого толка. Будет небезынтересно сравнить мнение советских авторов с тем, что содержится в Современной иллюстрированной энциклопедии, изданной на родине нашего героя в 1939 году. «Ю. Пилсудский первым после 1863 года возродил традиции вооруженной борьбы за независимость, — утверждается в энциклопедии. — Он возродил национальную армию и создал военный флот. Народ отдал посмертное уважение Творцу Независимости и похоронил его тело среди королевских могил в Вавеле. Под Краковом, на Совинце, заканчивается сооружение кургана Юзефа Пилсудского, насыпанного руками народа». Вот такие противоположные мнения…

Наверное, уже детство Пилсудского обрекало его стать патриотом и борцом. Родился он в 1867 году в семье небогатой ополяченной литовской шляхты в родовом поместье недалеко от Вильно (так назывался тогда город Вильнюс). В семье было 12 детей, ее материальное положение постоянно ухудшалось. Родовое поместье сменили квартиры — одна хуже другой. Не менялось одно — господствовавший в семье патриотический дух. Поддерживался он не только убеждениями родителей, но и рассказами отца о его участии в польском восстании 1863 года. Как считают некоторые биографы Пилсудского, именно в семье его патриотизм приобретает националистический оттенок. Так, к примеру, все русские без каких-либо различий воспринимались Юзефом прежде всего в качестве завоевателей и угнетателей Польши.

Поэтому и неудивителен шок, который испытал Пилсудский, попав в Виленскую гимназию, а одновременно и под постоянный русификаторский пресс. Наказывали там за одно только употребление польского языка. Вместе с академическими начинаются революционные университеты Пилсудского. Не без влияния старшего брата Бронислава (тот был студентом Петербургского университета) Юзеф, обучаясь в Виленском университете, вступает в тайную организацию, основную задачу которой ее члены видели в сопротивлении насильственной русификации польского народа. Благодаря студентам, учившимся в Петербурге, был установлен контакт с террористическим крылом организации «Народная воля». Написанную Александром Ульяновым программу деятельности этой группы отпечатали в квартире старшего брата Пилсудского. Раскрытие царской охранкой готовившегося покушения на Александра III стоило жизни непосредственным организаторам покушения, 15 лет каторги Брониславу Пилсудскому и 5 лет поселения в Восточной Сибири Юзефу Пилсудскому. Вся вина последнего состояла в том, что у него однажды ночевал один из организаторов покушения.

Пять лет, проведенные в дискуссиях с другими поселенцами-революционерами, укрепили социалистические убеждения Пилсудского, в которых имелось одно существенное «но». Молодой социалист уже тогда считал независимость необходимым условием победы социализма в Польше. Вернувшись в 1892 году из ссылки, Пилсудский уже в следующем году становится одним из основателей Польской социалистической партии. Следующие 10 лет он полностью отдает партийной работе, входя в руководство партии и редактируя ее печатные органы. В 1900 году во время неожиданного обыска в квартире Пилсудского обнаруживают печатный станок и часть тиража газеты «Рабочий». Юзеф попадает в знаменитую тюрьму Варшавская цитадель, где он симулирует сумасшествие и добивается таким образом перевода в петербургскую психиатрическую лечебницу, из которой совершает побег.

Важным этапом в становлении Пилсудского-политика становится русско-японская война. Он вступает в контакт с европейскими посольствами в Европе, добивается от военного атташе Японии в Лондоне финансирования разведывательной деятельности. Однако планы Пилсудского простирались много дальше: формирование в Японии польских легионов, разведывательная и диверсионная деятельность на территории России. Реализовать эти планы не удалось, но у Пилсудского появляются деньги для закупки оружия, амуниции и, главное, для относительно самостоятельной от ЦК ППС деятельности.

В годы так называемой первой русской революции Пилсудский создает организационно и финансово независимые боевые отряды, которые занимаются охраной рабочих демонстраций, террористическими актами и грабежом отделений государственного банка (с целью пополнения партийной кассы). Самыми известными их акциями стали освобождение из Варшавской тюрьмы приговоренных к смертной казни политических заключенных и «кровавая среда» 15 августа 1906 года, когда в результате нападений боевиков было убито около 80 полицейских и жандармов.

В это время в ППС происходит раскол. Созданная Пилсудским в марте 1907 года революционная фракция, во-первых, отстаивает радикальные методы борьбы, а во-вторых, не считает тесное взаимодействие с российским революционным движением необходимым условием освобождения Польши.

1908–1914 годы прошли под знаком подготовки польских военных кадров. Пилсудский мало заботится об условиях собственного существования, но зато свято верит в освобождение родины и свою роль в нем. Один из соратников как-то застал его сидящим за столом в одних кальсонах и раскладывающим пасьянс. (Единственные штаны были отданы портному, чтобы залатать дыры.) Между тем Пилсудский тогда сказал: «Я загадал, если этот пасьянс сойдется, то я буду диктатором…» Естественно, раскладывание пасьянса было далеко не единственным занятием Пилсудского. Он изучает военную историю и теорию, устанавливает связь с австрийской разведкой, которая в обмен на разведывательные данные помогает доставать оружие, позволяет размещать в Галичине тайные склады оружия и боевиков, скрывавшихся здесь от российских властей.

Накануне войны в Галичине создается Тайная комиссия организаций, борющихся за независимость. Она не только координировала деятельность патриотических кругов, но и в случае войны должна была взять на себя функции временного национального правительства. Пилсудский занимает в Тайной комиссии пост главного коменданта, которому подчинялись все вооруженные формирования. Многие другие важные посты занимали его ближайшие соратники.

С началом Первой мировой Юзеф Пилсудский оказывается в своей стихии. От войны он ожидает ослабления оккупировавших польские земли империй, прежде всего России. Уже 6 августа 1914 года Пилсудский во главе польских воинских формирований переходит российскую границу с целью поднять народное восстание в тылу русской армии. Однако большинство населения, украинцы, восприняло поляков как часть оккупационных австрийских войск. Тем не менее Пилсудский не унывает, а со всей энергией включается в формирование польских легионов в составе австрийской армии, одну из бригад которых сам и возглавил. Как раз тогда рождается легенда о Пилсудском-военачальнике. С одной стороны, на нее работали реальные кровавые сражения, в которых участвовали поляки, а с другой — она умело культивировалась самим же Пилсудским и его окружением.

Тем временем отношения с австрийскими и немецкими властями постепенно осложняются. Ни Вена, ни Берлин не спешили создавать на оставленных российскими войсками польских землях национальную администрацию. Попытки достигнуть компромисса завершились «кризисом присяги» в июле 1917 года. Польским легионерам предложили принять присягу на верность немецкому кайзеру. Вполне может быть, что Пилсудский и не делал бы из присяги проблему, если бы не коренные изменения в политической и военной ситуации. В России началась революция, в войну вступили США, предопределив исход мирового противоборства, изменились настроения и на польских территориях. Дальнейшее сотрудничество с Германией становилось малоперспективным. Легионы, отказавшиеся принять присягу, немцы разоружили, а Пилсудского, как и других командиров, отправили в тюрьму Магдебурга.

Пробыл Пилсудский в тюрьме чуть больше года. В октябре 1918 года созданный немцами как прототип польской власти Совет регентов обращается к канцлеру Германии Максу Баденскому с просьбой освободить из-под ареста Пилсудского. Последний прибывает в Варшаву в разгар германской революции и обстановки неопределенности в Польше, получает от Совета регентов пост главнокомандующего польскими вооруженными формированиями и пост главы правительства. 22 ноября 1918 года созданное Пилсудским правительство, несмотря на конкуренцию со стороны других образовавшихся государственных национальных центров, провозглашает его временным руководителем государства.

В условиях острого противоборства политических сил он назначает главой правительства видного политического деятеля и патриота Падеревского, а сам принимается за создание вооруженных сил. Кроме того, с этого времени он стремится быть общенациональным лидером, занять нейтральную позицию по отношению к тем или иным политическим силам (за исключением тех, которые, по мнению Пилсудского, угрожали независимости Польши). В короткий срок численность польского войска выросла с 25 тыс. до 110 тыс. человек, что оказалось весьма кстати. В Восточной Галичине, которую Пилсудский и другие польские националисты рассматривали в качестве «исконно польских земель», разворачивалось украинское национальное движение, а к оставляемым немецкими войсками территориям подбиралась Красная Армия. Кроме того, боеспособность Войска Польского вполне обоснованно рассматривалась как весомый аргумент в борьбе за власть и в привлечении симпатий Антанты. Играя на антибольшевистских настроениях последней, Пилсудский недвузначно подчеркивал значение Польши как барьера на пути распространения революционной волны на Западную Европу.

Далее есть резон остановиться на одном из наиболее распространенных заблуждений — о «последнем комбинированном походе империалистов» против Советской России. Вот как о нем пишет «Краткая история СССР»: «Весной 1920 года советским рабочим и крестьянам снова пришлось взяться за оружие. Антанта решила воспользоваться на этот раз армией буржуазно-помещичьей Польши и остатками засевших в Крыму белогвардейских войск под командованием барона Врангеля». Дело в том, что одним из ключевых обстоятельств, которое позволило большевикам устоять, было то, что «буржуазно-помещичья Польша» во главе с Пилсудским никогда не взаимодействовала с белогвардейцами! Пилсудский не двинул войска против Советской России даже в середине 1919 года, в самый критический для большевиков момент, когда к Москве рвались дивизии Добровольческой армии, а Колчак еще ох как далек был от разгрома.

Пилсудский никогда не признавал Колчака и, несмотря на серьезное давление Антанты, отказался поддержать деникинский поход на Москву. Руководитель польского государства в принципе не мог быть союзником белых генералов, ведь целью тех было восстановление «единой и неделимой России». Вместо этого Пилсудский пытается сколотить антибольшевистскую (читай: антироссийскую) коалицию из Директории Украинской Народной Республики и прибалтийских государств.

Вскоре последовала советско-польская война. Ее можно считать победной для Польши, но не для польской дипломатии и Пилсудского. В данном случае мы встречаемся с еще одним заблуждением, сотворенным уже апологетами «отца Второй Речи Посполитой». Действительно, по условиям Рижского мира советско-польская граница проходила далеко на восток от известной «линии Керзона» — предела этнических польских территорий. Это можно было бы считать успехом, если бы ранее, находясь в белогвардейском кольце, советское правительство не предлагало еще более выгодный вариант проведения границы. Согласись Пилсудский тогда, Красная Армия не попала бы в окрестности Варшавы и не полегло бы на той войне почти 185 тыс. польских солдат.

Сразу после Первой мировой войны власти Польши, в том числе Пилсудский лично, допустили еще ряд серьезных промахов на международной арене. Варшава беспрепятственно уступила Чехословакии спорные территории в Силезии, зато с упорством отстаивала свои права на немецкие, литовские, западно-украинские и западно-белорусские земли. Чем это «аукнулось» Второй Речи Посполитой, хорошо известно: она заполучила заклятых врагов в лице таких мощных государств, как Германия и Советский Союз, которые вскоре припомнят ей былые унижения.

Следующие весьма неоднозначно трактуемые страницы биографии Юзефа Пилсудского связаны с 1926–1935 годами (так называемый режим «санации», или оздоровления, государства), когда он фактически являлся диктатором, занимая «скромный» пост главного инспектора вооруженных сил. Критики диктатора указывают на жестокие расправы с политическими оппонентами, некоторые совершенно безосновательно называют режим фашистским. При этом совершенно игнорируется тот факт, что еще до майского переворота 1926 года и прихода к власти Пилсудского правительство неоднократно использовало войска для разгона рабочих митингов и забастовок, в результате чего гибли десятки людей. Сторонники диктатора оправдывают репрессии, всячески превознося заслуги перед польским государством. Забывают, правда, о такой «заслуге», как отсталость армии: Пилсудский так и не смог понять новых требований ведения современной войны, продолжая боготворить кавалерию.

Умер лидер польского освободительного движения в 1935 году, не дожив, к счастью, до краха в 1939 году созданного им государства. Правда, по-видимому, заключается в том, что Юзеф Пилсудский внес существенный вклад как в становление, так и в гибель Второй Речи Посполитой. Совершая в 1926 году военный переворот, он видел все недостатки парламентской демократии в относительно отсталой стране, но чего-то лучшего взамен отвергнутого предложить не смог. Весь сложный жизненный путь Пилсудского вполне соответствует однажды сформулированному кредо: «Быть побежденным и не покориться — это победа. Победить и почивать на лаврах — это поражение».

Категория: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ | Добавил: admin (20.07.2012)
Просмотров: 1811 | Теги: хочу все знать, Почемучка, энциклопедия для школьника, дополнительный материал к уроку, это интересно, интересные факты | Рейтинг: 1.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru