Суббота, 23.11.2024, 02:54                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ [120]
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИИ [96]
ЛИТЕРАТУРА [74]
МИФОЛОГИЯ [53]
МХК [140]
БИОЛОГИЯ [903]
ГЕОГРАФИЯ [302]
МАТЕМАТИКА [21]
ФИЗИКА [124]
АСТРОНОМИЯ [68]
МУЗЫКА [53]
РИСОВАНИЕ [13]
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ [31]
ТЕХНОЛОГИЯ [9]
ЭКОНОМИКА [38]
ЭКОЛОГИЯ [23]
НАУКА И ТЕХНИКА [88]
ПОЛИТОЛОГИЯ И ПРАВО [25]
РЕЛИГИЯ [47]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Фельдмаршал Паулюс и Сталинград

То, что битва под Сталинградом является крупнейшим сражением Второй мировой войны и важнейшей составной коренного перелома в ней, — факт общеизвестный. Много реже обращается внимание на оценку Сталинградской битвы как одной из самых тяжелых катастроф в немецкой военной истории. Кроме того, объяснение причин поражения 6-й немецкой армии в советских изданиях в основном строилось на вскрытии сильных сторон разработки и осуществления данной военной операции Красной Армией. Однако заблуждаются те, кто при оценке всего произошедшего тогда ограничивается исключительно анализом достижений советских командиров, не учитывая того, что и просчеты немецких военачальников оказали серьезное влияние на исход сражения.

В этом смысле особый интерес представляет фигура командующего 6-й армией Фридриха Паулюса. Дело не в том, что за один день до капитуляции сталинградской группировки вермахта ему присвоили высшее воинское звание фельдмаршала. В Советском Союзе этот факт в основном упоминался в контексте отчаянных попыток Гитлера спасти положение. Многие историки говорят о негативном влиянии на судьбу 6-й армии некоторых личных качеств и конкретных ошибок Паулюса. Безусловно, последние не имели решающего значения, но учесть их в качестве существенных факторов, в известной степени предопределивших исход битвы на Волге, мы обязаны.

Родился Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс в 1890 году. Он не принадлежал к наследственной военной касте, тем не менее сумел сделать довольно успешную карьеру. Начав военную службу в 1910 году младшим лейтенантом, Ф. Паулюс к концу Первой мировой войны получил звание капитана. Большую часть дальнейшей службы он проводит на различных штабных должностях. Как и многие другие немецкие военные, Паулюс задолго до следующей мировой войны осознал роль танковых и моторизованных соединений в современном бою. Вторую мировую он встречает на посту начальника штаба 10-й армии, вместе с которой участвует в боевых действиях в Польше, Бельгии и Франции. В сентябре 1940 года его назначают заместителем начальника Генштаба сухопутных сил. Роковую для себя должность командующего 6-й армией он получает в январе 1942 года и на берегах Волги оказывается в звании генерал-полковника.

Главное обвинение, предъявляемое Паулюсу военными историками, состоит в неиспользовании им возможности прорыва из сталинградского котла. Мнения расходятся лишь относительно сроков, когда такая возможность реально существовала. Так, Анатолий Диланян на страницах электронного варианта еженедельника «Зеркало недели» заочно полемизирует с генералом Г. Дерром. Последний считает, что капитуляции можно было избежать в случае прорыва в период с 24 ноября 1942 года по 8 января 1943 года. А. Диланян говорит о меньшем временном отрезке, в течение которого существовала потенциальная возможность прорыва окружения, — с 24 ноября по 23 декабря 1942 года. Он обосновывает свою точку зрения, ссылаясь на следующие обстоятельства: состояние окруженной 6-й армии и развитие деблокирующего удара войсковой группы «Дон», ведомой Эрихом фон Манштейном. На руку немцам также могла сыграть и некоторая недооценка советским командованием силы окруженного противника. Даже количество войск, попавших в котел, было оценено неверно — приблизительно в 90 тыс., тогда как на самом же деле цифра эта была как минимум в 3 раза больше. Фельдмаршал Манштейн впоследствии признавал, что предпринятая 12 декабря 1942 года попытка разорвать кольцо вокруг 6-й армии провалилась и после этой неудачи надеяться окруженным войскам было не на что.

Какова роль Паулюса в утрате потенциальной возможности прорыва? Самая что ни есть непосредственная. Свидетели тех событий и военные эксперты указывают на такие качества Ф. Паулюса, как нерешительность и медлительность в принятии решений, которые были отмечены в его служебных характеристиках еще в начале военной карьеры. Безоглядная преданность фюреру и вера в его военный гений только усугубляли недостатки генерала. На фоне хронической нерешительности не особенно хорошо выглядели некоторые привычки Паулюса. Высокий, подтянутый, аккуратный, он неизменно носил перчатки, поскольку не мог терпеть грязь. Он дважды вдень принимал ванну и переодевался, за что удостоился таких язвительных прозвищ, как «благородный лорд» и «наш самый элегантный джентльмен».

Как командующий армией Паулюс непосредственно подчинялся верховному главнокомандующему и должен был исполнять его приказы. Гитлер же проигнорировал все обращения будущего фельдмаршала с просьбой предоставить свободу действий, а затем и прямо запретил группировке капитулировать, хотя к тому времени продолжение сопротивления утратило всякий смысл и лишь множило жертвы. Фюрер с фанатическим упрямством считал, что немецкий солдат не должен сдаваться в плен и даже в критической обстановке обязан гордо умирать со словами: «Да здравствует Великая Германия!»

О нерешительности Паулюса свидетельствует еще и такой эпизод. Когда 6-я армия только попала в окружение, многие ее генералы, оценив ситуацию, настаивали на немедленном выходе из него без приказа Гитлера. Однако Ф. Паулюс был слишком робок, чтобы противостоять фюреру. Даже 28 января 1943 года после предъявления окруженным второго ультиматума о капитуляции командующий радировал своему патрону, что над Сталинградом по-прежнему реет знамя со свастикой. «Пусть наша борьба, — высокопарно разглагольствовал Паулюс, — станет для еще не родившихся поколений примером того, как стоять до конца, какими бы безысходными ни казались нам обстоятельства. Германия будет и дальше побеждать! Хайль, мой фюрер!»

Кроме всего прочего, Фридрих Паулюс был склонен поддаваться чужому влиянию. Доказательством тому служат его взаимоотношения с начальником штаба 6-й армии генерал-лейтенантом А. Шмидтом. Касаясь личных отношений этих двух людей, генерал Г. Дерр отмечает, что Паулюс — умный, одаренный военачальник, великодушный, но очень чувствительный человек — не был сильной личностью. Начальник его штаба был эстетом, умным и энергичным, настойчивым до упрямства. Такими различными качествами характера они могли бы хорошо дополнять друг друга, но А. Шмидт был более сильной и волевой личностью. Его влияние сказывалось практически на всех принимаемых непосредственным начальником решениях. Даже когда все командующие корпусами настаивали на необходимости прорыва, Ф. Паулюс солидаризировался с А. Шмидтом в готовности подчиниться приказу Гитлера. Фридрих Паулюс медлил даже тогда, когда 4-я танковая армия группы «Дон» находилась на расстоянии 30 миль от Сталинграда, а Э. фон Манштейн настоятельно призывал осуществить прорыв.

Паулюс разочаровался в Гитлере, уже находясь в плену. Фельдмаршал даже вошел в сформированный Москвой национальный комитет «Свободная Германия». В Нюрнбергском процессе он участвовал в качестве свидетеля, но на свободу вышел лишь в 1953 году. Поселился он в ГДР, в Дрездене, правда, прожил после этого недолго. Умер в 1957 году в возрасте 67 лет в поистине роковой для него день — 1 февраля.

Категория: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ | Добавил: admin (20.07.2012)
Просмотров: 1206 | Теги: хочу все знать, Почемучка, энциклопедия для школьника, дополнительный материал к уроку, это интересно, интересные факты | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru