Вплоть до конца XVII века наряду с именем, которое давалось при
крещении, у человека существовало и другое, защитное имя. Оно
употреблялось в быту, и нередко только после смерти человека
оказывалось, что зовут его совсем по-другому.
Целью такого двойного наименования была защита носителя имени.
Считалось, что зло, обращенное к ненастоящему, второму имени, не сможет
распространиться на человека, которого на самом деле зовут по-другому.
Ведь крестильное имя человека было известно самому узкому кругу
родственников. Например, убитый в Угличе царевич Дмитрий был при
крещении наречен Уаром, а знаменитый государственный деятель середины
XVII века боярин Хитрово всю жизнь носил имя Богдан, и только после его
смерти стало известно, что при крещении он был назван Иовом.
Иногда защитное имя бросало своего рода вызов нечистой силе. Например, в документах XV века упоминается Ивашка Дьяволов сын. Совершенно очевидно, что это прозвище было дано для
того, чтобы оградить младенца от происков нечистой силы. Аналогично
звучит и почтительное обращение женщины XV века к «мужу и господину
Негодяю».
Очень распространенным способом называния младенца было
упоминание в прозвище тех качеств, которых он должен был избегать. Вот
откуда происходят такие прозвища, как Хрипун, Хилок (хилый), Худяк. Но
не менее часто встречаются и имена-пожелания, например, Добрыня,
Щедрина, Неврь (т.е. правдивый).