В самый разгар советско-польской войны,
весной 1920 года, председатель Совнаркома Украины и нарком иностранных
дел Христиан Раковский направил министру иностранных дел Речи Посполитой
Патеку ноту. В ней говорилось: «19 апреля около 4 часов пополудни над
Киевом пролетел польский аэроплан и сбросил бомбы, которыми были убиты
10 человек и ранены 14. Среди убитых одна женщина и двое детей. Сообщая
об этом возмутительном факте, Рабоче-крестьянское правительство Украины
выражает свое возмущение против действий польского военного
командования». Как выяснилось позже, Министерство иностранных дел
Украины заблуждалось: ни аэропланы, ни пилоты не были польскими. Киев в
тот день бомбили американцы! Откуда же могли взяться американцы в небе
над Украиной?
Хорошо известно, что советско-польский
конфликт практически сразу вышел за рамки двустороннего. Еще со времен
украино-польской войны активное участие в судьбе возрождавшейся Речи
Посполитой принимали французы. Именно они организовали в 1919 году
переброску в Галичину армии Галлера, которая состояла из поляков,
воевавших в годы Первой мировой войны в составе французской армии, и
спасли от полного разгрома польские части, отступавшие под ударами
Украинской галицкой армии (УГА). Затем французы финансировали вооружение
и снабжение польской армии, предоставили военных советников. Но ют об
участии американцев историки, как правило, не упоминали, хотя об их
присутствии в польских войсках есть свидетельства и в мемуарах
С. М. Буденного, и в романе И. Э. Бабеля «Конармия». Как же все-таки
оказались заокеанские пилоты в украинском небе?
Эта история берет свое начало в 1919
году, когда в Варшаве начала свою деятельность миссия Американской
администрации помощи странам Центральной и Восточной Европы (АРА). В
феврале того же года ее отделение было создано во Львове. Основным
регионом деятельности миссии стали западно-украинские земли, где
разгорелся конфликт между Речью Посполитой и ЗУНР. Капитан авиации
Мерион Купер, который возглавил миссию, докладывал в США, что польской
армии приходится воевать с большевиками, и поэтому потребовал для нее
безотлагательной помощи. Кстати, информация Купера была не совсем
точной. Поляки воевали не только с Советской Россией, но и, к примеру, с
ЗУНР, чье руководство, в том числе президент Е. Петрушевич, было
настроено антибольшевистски. Иначе говоря, для реализации своих
территориальных притязаний поляки умело использовали большевикофобию
Запада. Повторяя мотивировку Купера, автор книги об американских
эскадрильях в польской армии К. Муррей писал следующее: «С востока, из
Москвы, простиралась красная рука терроризма и восстания». Не без помощи
американской миссии в мае 1919 года в Польшу была переброшена уже
упоминавшаяся армия Галлера.
Купер, желавший послужить борьбе против
большевизма, поставил вопрос о создании военно-воздушного флота Польши.
После согласования своего плана с лидером Речи Посполитой Юзефом
Пилсудским и одобрения его американским командованием Купер отправился
во Францию вербовать американских летчиков, воевавших в Европе во время
Первой мировой войны. Таким образом, представитель «благотворительной»
организации превратился в «отца» польских военно-воздушных сил. Во
Франции были заложены основы будущей эскадрильи, разработана ее
структура и подобраны пилоты. Командиром эскадрильи должен был стать
майор Фаунтлерой. Но для полного укомплектования ее летного состава
американцев во Франции не хватило, поэтому Куперу пришлось съездить и в
Англию, где также находился экспедиционный корпус Соединенных Штатов.
После подбора кадров проблемой стал их
перевоз к месту службы. Так как американское командование не желало
предавать огласке свою причастность к украино-польскому и
советско-польскому конфликтам, пилотов пришлось доставлять в Польшу
тайно и, конечно же, нелегально. Половину пути они проделали под
прикрытием Красного Креста, другую половину — с американской миссией по
борьбе с тифом. Наконец 23 сентября 1919 года все они прибыли в Варшаву,
а в октябре их переправили во Львов, где была создана эскадрилья имени
Костюшко. Укомплектована она была трофейными «фоккерами» и «Альбатросами
ДЗ» под управлением американских пилотов. Позже, после настоятельных
ссылок Фаунтлероя на необходимость борьбы с большевиками, на вооружение
эскадрильи поступили французские и итальянские аэропланы. Использовать
авиацию предполагалось на главном направлении военных действий —
киевском.
В декабре 1919 года Фаунтлерой из Львова
обратился в США с просьбой о пересылке в Украину еще 12 пилотов. На
просьбы откликнулись даже организации летчиков-любителей. У «солдат
удачи» появились хорошие стимулы после посещения Польши полковником
Бенджамином Кастли, который пообещал им щедрое вознаграждение, если те
будут способствовать стабилизации ситуации в Восточной Европе, чему
большевики ужасно мешали.
И летчики самоотверженно воевали. Их
основная роль заключалась в разведке: с воздуха велись наблюдения за
перемещениями красноармейцев, что неоднократно спасало поляков от
неожиданного столкновения с врагом. Но кроме разведки использовались и
бомбардировки, существенно укреплявшие ударную мощь польской армии и
облегчавшие ее деятельность на земле. Неоднократно налетам подвергались
Чуднов, Житомир, Радомышль, Бердичев. В ходе польского наступления на
столицу Украины эскадрилья постепенно перебазировалась на восток и
добралась до Киева. К этому времени количество американских пилотов в
польской армии увеличилось настолько, что на советско-польском фронте
действовало уже две эскадрильи. Окрыленные успехом поляки не собирались
останавливаться в Киеве. Их дальнейшей целью были Москва и Петроград. Но
этим планам не суждено было сбыться: остановленные Красной Армией, они
вынуждены были отступать.
Насколько эффективным было использование
авиации на советско-польском фронте, свидетельствуют отзывы
командования армии Речи Посполитой: «С первого же момента прибытия 7-й
авиаэскадрильи в Казатин передвижения конницы Буденного перестали быть
для командования дивизии тайной… Боевая деятельность 7-й авиаэскадрильи
наносила серьезный урон большевистским войскам: снижаясь на
незначительную высоту — до 15 м, самолеты нападали и обстреливали
длинные колонны неприятеля, поддерживая атаки нашей пехоты, развозили
приказы». А один из польских командиров отмечал в письме командующему
армией: «Без помощи американских летчиков мы давно бы провалились ко
всем чертям». Всего за период своей деятельности на советско-польском
фронте американские пилоты совершили 127 боевых вылетов и сбросили
7700 кг бомб.
Не обошлось у американцев и без потерь.
Красноармейцам удалось подбить несколько самолетов, в том числе машины
Фаунтлероя и самого Купера. У последнего нашли документ, который ясно
свидетельствовал о целях пребывания американских пилотов на
советско-польском фронте. В документе говорилось так: «Мы учимся теперь,
как применять авиацию в полевой войне, причем всех нас поразило то
обстоятельство, что наш подвижной отряд оказался более действенным
против пехоты и кавалерии, чем всякий другой вид оружия. Нам нужно
пересмотреть опыт французской кампании и усвоить новый способ борьбы. Я
убежден, что, если наша армия когда-нибудь двинется в Мексику, наша
авиация придет к тем же выводам».
Таким образом, желание американского
командования помочь полякам в борьбе с большевизмом подкреплялось к тому
же и необходимостью опробовать в боевых условиях авиацию, а также
тактику ведения войны с применением самолетов. Деятельность американских
военных к тому же шла вразрез с линией официального Вашингтона,
настаивавшего во время Парижской мирной конференции на принципе наций,
который предполагал определение государственной принадлежности
территории в соответствии с этническим составом населения. В результате
же украино-польской и советско-польской войн в составе Речи Посполитой
оказались земли преимущественно с украинским и белорусским населением. |