Человек издавна стремился повидать далекие страны. Англичане даже
считали, что каждый человек обязательно должен совершить кругосветное
путешествие — оно расширяло его кругозор и считалось важной частью
образования.
Первыми путешественниками» описавшими увиденное, были купцы и
монахи. В поисках выгоды купцы обменивались товарами с жителями самых
разных стран и поэтому в своих путевых заметках вслед за перечислением
торговых сделок помещали рассказы об обычаях, одежде, убранстве домов и
улиц, встречах с интересными людьми. Сообщали они и сведения из истории
того или иного края и об удобных торговых путях. Первым описанием
такого путешествия явилась Книга, итальянца Марко Поло, который первым
из европейцев увидел страны юго-восточной Азии. А на русском языке это
было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина,
дошедшего до Индии.
Монахи же совершали паломничества по «святым местам». В своих
записках, или, как их называли на Руси, хождениях, они рассказывали о
наиболее удобных маршрутах, местах безопасных остановок и переправ через
реки и моря. Кроме того, они также описывали чужие страны, увиденные
там храмы и монастыри. Одним из наиболее интересных памятников
подобного рода можно считать «Записки» священника Ивана Лукьянова,
которые были составлены им на основе собственных дневниковых записей.
Понятно, что главным героем такого произведения являлся сам автор,
совершивший реальное путешествие.
Очень скоро форма путешествия начала использоваться писателями.
Они описывали придуманные ими страны, куда попадали герои, созданные
их воображением. Так, Свифт для объяснения своего идеала общественного
устройства отправил Гулливера в разные страны — лилипутов, великанов и
даже лошадей. Аналогично поступил и А.Н. Радищев, заставивший своего
героя проехать из Петербурга в Москву. Постоянное перемещение не только
повышало занимательность рассказа, но и помогало автору высказать
свое отношение к описываемому.
Так путешествие из жанра постепенно превратилось в литературный
прием. Слишком много людей стремилось увидеть далекие страны не выходя
из своего дома. Поэтому описание путешествия часто включало яркие
картины далеких стран. Герои Майн-Рида, например, проникали в самые
затерянные уголки джунглей или южноамериканских прерий.
Ничем не ограниченное воображение могло увести писателя очень
далеко. Герои Жюля Верна по воле автора отправлялись и на морское дно, и
на Северный полюс, и к центру Земли. Они даже совершили путешествие на
Луну намного раньше настоящих космонавтов. Вот как люди стали
путешествовать не выходя из дома.