Долгие века, чтобы добраться из Лондона в Калькутту морем,
приходилось огибать африканский континент, теряя на это очень много
времени. Африка, как огромный камень, лежала на дороге из Европы в Азию.
Но с давних пор был известен и гораздо более короткий (в 2 раза)
путь: из Средиземного моря в Красное, а оттуда в Индийский океан. Мешал
«пустяк»: моря были разделены Суэцким перешейком. По-этому уже давно
многим людям приходила в голову мысль прорыть через перешеек канал.
Дорога тогда была бы открыта.
В 1798 году, во время похода Наполеона Бонапарта в Египет,
французский инженер Лепэр начал на Суэцком перешейке исследования, чтобы
подготовить строительство канала. Но с бегством Бонапарта из Египта эти
работы пришлось прекратить.
Через 80 лет за дело взялись французские социалисты — утописты,
ученики Сен-Симона. Они считали, что канал поможет объединить
человечество в единую семью.
В Египет отправились несколько инженеров, техников и
архитекторов. Они начертили точные карты, составили проекты, подсчитали
деньги, необходимые для строительства. Но эти планы чуть было не сорвали
англичане, которые боялись, что, если французы пророют канал, они
станут его хозяевами и захватят, таким образом, в свои руки торговлю с
Индией.
Англичане пытались настроить против канала Турцию, которая в это
время владела перешейком, чтобы турки не дали согласия на строительство.
Но тщетно. Тогдашний император Франции Наполеон III договорился с
Турцией, французские капиталисты и паша вложили деньги, и строительство
началось.
Интересно, что руководил работами не инженер, а дипломат, родственник Наполеона III и друг паши Фердинанд Лессепс.
19 ноября 1869 года, через 70 лет после того, как Лепэр начал свои исследования, Суэцкий канал был открыт для судоходства.