Чтобы понять это, мы сначала должны разобраться в том, какие силы
позволяют самолету держаться в воздухе. Так как самолет весит больше,
чем такой же объем воздуха, ему требуется сила, поддерживающая его в
воздухе. Она называется силой подъема.
Самолет развивает эту силу, стремительно двигаясь вперед и
преодолевая сопротивление воздуха. Почему это движение создает
подъемную силу? Благодаря тому, что в процессе его воздушные массы
обтекают крылья. Воздух, рассеченный аэропланом, проходит над и под
крыльями. Та его часть, что проходит под крыльям, толкает самолет
вверх. Крыло имеет выпуклую форму на верхней стороне, и воздух, огибая
эту выпуклость, в этих точках создает зону пониженного давления. Таким
образом, возникают две силы, действующие одновременно: воздух под
крыльями толкает самолет вверх, а пониженное давление над крыльями
способствует этому движению. В результате получается подъем.
Чтобы двигаться вперед, самолету требуется сила двигателя.
Пропеллеры ввинчиваются в толщу воздуха точно так, как шуруп — в
дерево. Этот эффект становится возможен благодаря тому, что воздух при
быстром движении сквозь него, равно как и при быстром движении самого
воздуха, начинает действовать как плотная среда. Это движение вперед
называется тягой. Тяга преодолевает сопротивление воздуха, подъемная
сила — силу гравитации — и самолет летит по воздуху.
Пока подъемная сила уравновешивает силы гравитации, самолет
движется все прямо на одном и том же уровне. При увеличении скорости
самолет устремится ввысь, так как подъемная сила увеличилась, и пилоту
необходимо немного опустить нос самолета, чтобы противодействовать этой
силе.
Если скорость снижается, пилот должен поднимать нос самолета
немного вверх. Если этого не делать, происходит срыв воздушного потока
вокруг крыльев, самолет теряет подъемную силу и, соответственно,
скорость, рискуя войти в штопор.
Если срыв потока происходит высоко в небе, этой высоты хватает,
чтобы выровнять самолет и вновь набрать скорость, но если это произойдет
невысоко над землей, катастрофа неизбежна.